Сайт
О туризме

Get Adobe Flash player

   

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player





Фивы, культ Амона


Фивы. Ярусный храм, шедевр египетской архитектуры.

Фивы — древняя египетская столица, родина культа бога солнца Амона. Египтяне в древности называли свою столицу "Уаст", что означает "властвующий" ("властвующий город"), а вот греки его именовали "Фивеи", или "Фивы" (не путайте с Фивами в Греции). Гомер упоминает "стовратные Фивы". Дворцами (эль-Уксур) называли его арабы. Сами же древние фиванцы в своих текстах зачастую именовали свою родину "Ниут", что означает просто "город". Термин "нут" (niwt) неоднозначен и относится нередко к поселениям разного рода, но одно из его основных значений - "резиденция (царя)". Нередко он означает также резиденцию какого-либо нома. Часто Фивы именуются "южный град" или "южная резиденция", а иногда и просто "град". Это словоупотребление совершенно аналогично латинскому "urbs" в отношении Рима или грузинскому "калаки" ("город", "град") в отношении Тбилиси.

Первые упоминания

Когда же возник город Фивы (Египет)? История его уходит в глубь веков. В текстах, относящихся к III тыс. до н. э., сохранились первые упоминания о городе. Первые из них принадлежат времени правления фараона Микерина (Менкаура), который жил примерно в XXVI веке до н. э. Но расцвету этого города предшествовала длительная история.
В XXI в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI-XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.
После возрождения Мемфиса, ставшего в XIV в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале I тыс. до н. э. Фивы — центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.
Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в Египет. В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор, на севере — деревня Карнак. На восточном берегу Нила стояли — два грандиозных храма — Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Значение города в Древнем, Среднем и Новом царстве

В эпоху Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 до н.э.) Фивы были незначительным провинциальным центром, управлявшимся полунезависимыми царями, от которых до нас дошло лишь несколько вырубленных в скалах могил.
После богатого смутами переходного периода их преемники начали борьбу за объединение Египта, итогом которой явилось подчинение страны фиванской династии в эпоху Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1700 до н.э.), знаменующее начало процветания Фив. Хотя большинство оригинальных сооружений этого периода на восточном берегу Нила до нас не дошло из-за активного храмового строительства в эпоху Нового царства, на западном берегу еще и теперь видны гробницы некоторых правителей, прежде всего – Ментухотепа II, фараона XI династии (ок. 2052 – ок. 1991 до н.э.) в Дейр эль-Бахри. На какое-то время столица Среднего царства для удобства управления была перенесена на север, в Мемфис, однако и в то время цари были фиванского происхождения. К концу эпохи Среднего царства, когда междоусобная борьба подорвала целостность государства, цари XIII династии вновь перенесли свою резиденцию в Фивы. Для них было сооружено несколько скромных гробниц, вырубленных в скалах, а надписями засвидетельствованы приношения храму Амона в Карнаке.
В правление чужеземной династии гиксосов (ок. 1700 – ок. 1580 до н.э.), народа неясного происхождения из Передней Азии, город переживал период упадка, но именно Фивы начали завершившуюся победой войну за изгнание гиксосов. Яхмос, первый царь XVIII династии (ок. 1570 – ок. 1345 до н.э.), в конце концов разгромил завоевателей, но предпосылки успеха заложил старший брат Яхмоса Камос, последний правитель XVII династии, которому удалось объедининь Верхний Египет. Царские захоронения XVII династии были разграблены еще в древности, но кое-что из великолепной погребальной утвари сохранилось; для гробниц этого периода характерны находки инкрустированного оружия.
С XVIII династии началась эпоха Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.), период расцвета древнего города и культа его верховного бога Амона – золотой век не только для Фив, но и для всего Египта. В течение многих столетий город оставался излюбленной резиденцией фараонов и сокровищницей, в которой скапливались богатства, собранные в качестве дани с покоренных земель. Сокровища Амона постоянно приумножались, а вместе с ними росли власть и влияние его жрецов, к числу которых принадлежали некоторые самые знатные египтяне.

Центр культуры Амона

В XXI веке до н. э. Фивы объединяют всю страну и становятся столицей Египта, правда, на небольшой срок. Это произошло при правлении XI династии Среднего царства. В эту эпоху в городе началось активное строительство монументальных святилищ усопшим царям и богам. Амон, местный бог, приобрел статус государственного. Религиозным и политическим центром всей державы стали Фивы. К государству относилась значительная территория современного Судана. Границы достигали Ливии на западе.
В то время большинство фараонов на строительство в этом городе направляло существенную часть ресурсов древнего Египта и многочисленных его внешних владений. Центром культуры Амона являлись Фивы египетские. Здесь сооружались в честь этого древнего бога крупнейшие храмы.

Центр теократического государства и монашеского движения

После возрождения города Мемфиса, который стал столицей Египта в XIV в. до н. э., древние Фивы (Египет) сохранили роль крупнейшего религиозного и культурного центра страны даже через века, вплоть до времени римлян. В начале I тысячелетия до н.э. это центр теократического государства, которое было создано на юге Египта жрецами Амона после распада Нового царства. Он произошел после двух восстаний (сначала - в 205-199 гг., затем - в 199-186 гг. до н. э.) против Птолемеев, эллинистической династии. С распространением христианства в первые века н. э. район Фив стал одним из крупнейших центров монашеского движения.

Город на двух берегах Нила

Римлянами были разрушены, снесены и разграблены многие постройки Фив. Лишь ученые и археологи из свиты Наполеона сумели снова пробудить город ото сна. Фивы в древности располагались на двух берегах Нила: восточном и западном. Расскажем сначала о восточном.
Старая столица Египта на восточном берегу этой реки разделена была на две части каналом: на юге вырос город Луксор, а на севере расположилась деревня Карнак. На этом берегу реки стояли два величественных храма - Луксорский и Карнакский, которые были соединены аллеями сфинксов.
С роскошными домами знати, дворцами, искусственными озерами и садами редкостных деревьев соседствовали величественные храмовые комплексы. Золоченые иглы обелисков, колоссальные статуи царей, вершины храмовых башен-пилонов вонзались в лазуритовое небо. Оконные проемы зажиточных домов, выложенные зелеными и бирюзовыми фаянсовыми плитками, проглядывали сквозь пышную зелень финиковых пальм, сикомор и тамарисков. Кожу, сосуды с вином, лазурит, столь любимый египтянами, произведения искусства везли сюда покоренные народы Сирии. Из Африки прибывали караваны с черным деревом, слоновой костью, золотом и благовониями.
На западном берегу Нила находилась резиденция царя, а также огромный некрополь, который расположился в амфитеатре скал. Над ним возвышалась Западная вершина (Дехенет), которая сейчас называется "эль-Курн". Меритсегер - богиня-змея ("любящая тишину"), повелительница этой горы - охраняла покой умерших. Она оберегала, согласно легендам, не только расположенные в Долине цариц и Долине царей погребения, но и гробницы простых горожан и вельмож. Если вы собираетесь отправиться сюда на экскурсию, лучше захватить с собой головной убор, удобную обувь и фотокамеру. Пользоваться видеокамерой при посещении Долины фараонов запрещается.

Долина фараонов (Долина царей)

Долиной царей славятся Фивы (Египет). Покровительницей Долины царей, как мы уже сказали, была богиня Меритсегер. Это место выбрал фараон Тутмос I (из XXVI династии) для своего будущего погребения. Он вместе с Инени, придворным архитектором, надеялся, что гробница в скалах лучше, чем пирамиды, открытые всем взорам, защищена от расхитителей. Для того чтобы ввести в еще большее заблуждение охотников за наживой, в удалении от усыпальниц закладывались храмы умерших. В Долине фараонов находится 42 гробницы. Из них почти все принадлежат фараонам. В отличие от правителей Древнего царства, столица которого находилась в Мемфисе, фараоны из Фив времен Нового царства пирамид не строили. Гробницы были вырублены в скалах. Их стремились скрыть от посторонних глаз как можно тщательнее. Крупными камнями засыпали входы в гробницы, замуровывали их. Однако и эти ухищрения не смогли уберечь их от разорения.
Такая форма захоронений в течение 500 лет оставались неизменной и совершенствовалась лишь незначительно. Все гробницы возводились похожим образом. Наклонный коридор, длина которого составляла 200 метров, проделывали в известняковой горе. Он уходил круто вниз на глубину до 100 метров. В конце коридора находилось 3 или 4 комнаты. Потолки и стены комнат и коридоров покрывают цветные рисунки, которые и до наших дней не потеряли своей яркости. Они рассказывают о подвигах и жизни покойных. Секретные падающие двери вели к погребальной камере. Земляными насыпями и холмами маскировался главный вход.
Из обнаруженных до сегодняшних дней 64 гробниц наиболее примечательны гробницы Аменхотепа II, Тутмоса III, Хоремхеба, Тутанхамона, Сети I, Расеса I, Меренптаха и других. Почти все они еще в древности оказались разграбленными. Только гробница Тутанхамона в 1922 году обнаружена была в полной сохранности Говардом Картером, английским археологом. Тутанхамон умер в 19-летнем возрасте и не был исторически значимым фараоном, тем не менее гробница была переполнена украшениями, золотом и различными сокровищами.

Долина цариц

Фивы (Египет) - это не только Долина царей. Многие другие захоронения можно встретить на территории этого города. Например, здесь находится Долина цариц. Следует сказать, что не только цариц хоронили в этой долине. Здесь находили покой, кроме матерей и жен фараонов, и египетские принцы, умершие рано. Археологам в этом некрополе удалось обнаружить более 70 гробниц. Они напоминают своим внешним обликом усыпальницы Долины фараонов, однако размер их несколько меньше.
Столица древнего Египта, Фивы, - это место, где можно осмотреть расписанную гробницу Нефертари, супруги Рамсеса II. Эта усыпальница весьма любопытна. Ее настенные росписи, от стен до потолка, иллюстрируют "Книгу мертвых". Свод, выполненный в виде звездного неба, осеняет погребальную камеру. Эта гробница после реставрации (в 1995 году) была открыта вновь для посещения. Однако доступ сюда ограничен: группами по 10 человек пускают посетителей и лишь на 10 минут. Только 150 человек успевают ее осмотреть за день.
Росписи украшают также стены гробниц сыновей Рамсеса III, Хаэмуаса и Аменхерхепешефа, рано умерших. Краски настенной живописи настолько интенсивно светятся, будто только сегодня нарисованы эти картины.

Долина знати (Долина вельмож)

Множество памятников древности можно найти в такой стране, как Египет. Фивы - не исключение. Они являлись местом погребения не только многочисленных фараонов и их жен. Также здесь были захоронены многие придворные, высокопоставленные сановники и жрецы, которые хотели пребывать и после смерти рядом со своими правителями. Гробницы их образуют Долину знати - огромный некрополь, расположенный вдоль восточного склона гор. Он состоит фактически из 5 кладбищ, которые сгруппированы вокруг массивов скал эль-Тариф, эль-Хоха, Курнет Мурей, Асасиф, Дра Абу эль-Нага и Шейх Абд эль-Курна.
Большая часть этих гробниц города Фивы (Египет) относится ко времени правления фараонов, принадлежащих XVIII и XIX династиям. Еще Древнему царству принадлежат первые захоронения Долины. Здесь хоронили в Среднем царстве фиванских нормахов, то есть наместников фараона, которые управляли номом Уасет. Фараоны XVII династии во второй переходный период избрали местом для своих погребений Дра Абу эль-Нага. Правители Нового царства свой некрополь перенесли в Долину царей, оставив приближенным сановникам восточную часть нагорья.
Гробницы вельмож, конечно, не были такими огромными, как гробницы фараонов, которыми славится Египет (Фивы). Они состояли, как правило, из нескольких частей - ограниченного стенами открытого двора, святилища и погребальной камеры, уходящей под землю. Вход во двор, начиная с XIX династии, был выполнен в виде пилона, то есть гигантских ворот, которые являлись неотъемлемой составной частью архитектуры храмов, украшавших как город Фивы (Египет), так и другие города этого древнего государства. Заупокойные стелы устанавливались во дворе. В святилищах находились статуи владельца гробницы. Заупокойный культ умершего отправлялся именно здесь - читались различные священные тексты, совершались жертвоприношения его жизненной энергии, которая, как считалось, является одной из составляющих человеческой сущности. Гробничными конусами облицовывалась верхняя часть фасада. Это были замурованные в толщу стен по "шляпки" глиняные "гвоздики"-цилиндры. Специальными печатями на их внешней стороне наносилось имя владельца гробницы, а также его посмертные и земные титулы.
Росписи и рельефы гробниц вельмож считаются по праву шедеврами искусства Египта. Чаще всего стены усыпальниц вельмож украшали сцены из их жизни. Главной идеей таких росписей было отражение основных событий в жизни того или иного сановника, а также благополучия, которого ему удалось достичь. Делалось это не для похвальбы. Египтяне верили, что все, что было запечатлено на стенах усыпальницы, будет окружать в загробном мире умершего и доставлять ему радость. Наиболее интересные гробницы расположены в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. На стенах некоторых усыпальниц встречаются рисунки погребальных торжеств с танцовщицами и музыкантами, сцен суда, крестьян за работами. На левой стене в большинстве случаев изображен жизненный путь покойного, а на остальных - церемония его погребения. Долина знати со временем стала местом захоронения множества людей. На сегодняшний день открыто официально более 500 гробниц.

Колоссы Мемнона

Каждого туриста на границе безжизненных песков пустыни и пшеничных полей приветствуют Колоссы Мемнона в городе Фивы (Египет). Экскурсии сюда также очень популярны. Это гигантские статуи местного фараона Аменхотепа III. Некогда две сидящие фигуры, высота которых составляла 18 метров, охраняли вход в посмертный храм этого фараона, не сохранившийся сегодня. Руки Аменхотепа III положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.
Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалёку от современного Каира) и транспортированы на 670 км по земле без использования Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке). Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу (на север от Асуана). С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.
На фигурах обнаружены греко-римские граффити, которые относятся еще ко времени правления императора Адриана. За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известная литография, сделанная в 1840-х гг., изображает Колоссы, окружённые водой.
Греческий историк и географ Страбон, писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н. э.), которое разрушило северный колосс.
Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.
Мемнон был героем Троянской войны, царь Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари». Эти колоссы в свое время известны были тем, что один из них на заре издавал жалобный стон. Считалось, что так приветствовал эфиоп Мемнон, погибший от руки Ахилла во время Троянской войны, Эос, богиню утренней зари, которая была его матерью. После реставрации, осуществленной в 199 г. н. э. звуки прекратились.

Рамессеум

На этом не заканчиваются местные достопримечательности. Фивы (Египет) - город, который может многое предложить туристам. Среди прочего - гигантский заупокойный храм, посвященный богу Амону, который повелел построить Рамсес II. Сегодня этот храм называют Рамессеум. Он сохранился до наших дней в сильно разрушенном состоянии. Этот храм был воздвигнут на западном берегу города Фивы (Египет) зодчим Пенра и в древности по монументальности оформления и масштабам превосходил подобные памятники, которые были сооружены фараонами XVIII династии.
Входом на территорию ансамбля в настоящее время служит гигантский пилон, выполненный из песчаника. Его поверхность покрыта была раскрашенными рельефами. Сцены войн с хеттами Рамсеса II изображены были на барельефах. Первый двор находится за пилоном. Его южная стена одновременно является фасадом дворца, расположенного здесь. Лестница вела во второй двор, находящийся выше первого. Гигантская статуя Рамсеса, высотой 20 метров и весом примерно 1 тыс. тонн, стояла с каждой стороны этой лестницы.
Приемный зал с 16 колоннами занимал центральную часть дворца. Отсюда можно было попасть в тронный зал и личные покои царя. Позади дворца находился женский дом. Подходом к заупокойному храму служил второй двор Рамессеума. Двор украшали портики. Колонный зал имел 48 колонн. Раскраска их капителей великолепно сохранилась. Она имитировала заросли папируса, который считался тростником вечной молодости. Кладовые и главное святилище, культовая часть храма, находились за колонным залом. Знаменитая библиотека была расположена в Рамессеуме. Диодор ее назвал лечебницей души. Кроме того, здесь была большая школа писцов. Археологи под полами храма обнаружили шахту с погребением жреца времен Среднего царства. Магические жезлы, несколько папирусов и маски нашли в погребальной камере гробницы.

Мединет-Абу

Столица Египта - Фивы, - как вы уже заметили, это место захоронения множества знатных особ древности. Опишем еще одно такое место. Мединет-Абу когда-то был лишь каменоломней, предназначавшейся для строительства храмов и гробниц. Рамсес III, взяв за образец Рамессеум, решил возвести в районе Мединет-Абу свой посмертный храм. У входа на пилонах изображены эпизоды побед над врагами этого фараона. Справа от входных ворот, в пределах гарнизонных стен, виден посвященный божествам древности храм. Слева возвышаются гробницы жен бога Амона.

Боги как люди

Грозные eгипетские боги, всегда готовые обрушить на неверных проклятия, часто удивительно напоминали людей. Они вступали в браки, воспитывали детей, испытывали вполне человеческие чувства. Так, богиня Мут была супругой могущественного бога Амона. От их союза родился сын, которого египтяне называли Хонсу.

Эта семья была почитаема во всем Египте, а особенно в Карнаке, центром которого является храм Амона-Ра. С одной стороны к нему прилегает культовое место бога Монту, с   другой — все еще интересные руины храма Мут. Трех-километровая аллея каменных сфинксов ведет вдоль Нила к другому храму — Рождения Амона — в расположенном неподалеку Луксоре.

Этот храм меньше по размеру, но не менее величествен. Во времена правления царицы Хатшепсут в XV веке до н. э. здесь ежегодно в честь царя богов отмечался большой праздник, называемый египтянами Опет. Во время празднования культовую статую Амона переносили из Карнака в Луксорский храм. Уже много лет продолжаются работы по возвращению этому бесценному историческому объекту первозданной красоты.

Амон — таинственное божество
Изначально священным животным Амона был гусь. С течением времени обряды менялись и Амон приобретал все новые и новые образы. Иногда он являлся смертным под видом человека с головой лягушки, в другой раз у него была голова крокодила, барана или обезьяны. Согласно древним представлениям, он носил царские знаки отличия и восседал на троне. До сегодняшнего дня сохранились отлитые в бронзе изображения Амона-Ра в виде бородатого мужчины с телом жука и львиными копями. Культ Амона, позднее Амона-Ра, был необыкновенно распространен в Древнем Египте. Это таинственное божество носило имя «Сокрытый" и таким же и было - мрачным и загадочным. Согласно мифологии, его имя и - материальная оболочка были скрыты, поэтому и не существует единого изображения этого бога.

АНХ – символ жизни
Египетский знак Анх выглядит как крест с большой петлей. Знак символизирует вечную жизнь и принадлежит к универсальным атрибутам богов. Также Анх являлся символом объединения мужского и женского начал, символом союза Осириса и Исиды.

Любопытно
Во время церемонии праздника Опет статую Амона переносили из Карнака в храм Рождения в Луксоре. Фигура бога Амона, участвовавшая в празднике, помещалась в священной ладье с головами баранов на носу и корме и торжественно спускалась на воду жрецами. Особое место в процедуре праздника занимала жрица, носящая титул божественной супруги Мут.

К сведению
Со времен Древнего Царства каждый фараон носил пять имен, относящихся к его божественной природе. Самое старшее - имя бога Хора, символом которого был сокол. Второй титул включал имена двух богинь: Нехбет - богини Верхнего Египта - и Уаджет - богини Нижнего Египта. Третье имя - имя золотого Хора, которое фараон приобретал во время коронации. Четвертое - личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта, и пятое - «имя сына Ра», своего рода отчество. В имени фараона всегда заложен смысл, так, например, Рамсес расшифровывается как «рожденный Ра».


Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна