Сайт
О туризме

Get Adobe Flash player

   

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player





Градчаны - сердце Чехии


Градчаны — Прага в конце XIV века при короле Карле IV исторический район Праги, до 1784 года являлся отдельным городом с правом на самоуправление. Изначально здесь проживали слуги, конюхи и ремесленники, которые обслуживали Пражский Град. Их так и называли — «градчане» (то есть, «люди при Граде»). Всё кардинально изменилось после масштабного пожара в 1541 году, который уничтожил скромные постройки этих бедных людей. Пожаром поспешили воспользоваться придворные зажиточные семьи, чтобы прикупить земельные участки поближе к королевской резиденции. Буквально за 30-40 лет район полностью изменился — были воздвигнуты роскошные особняки и дворцы в стиле итальянского Ренессанса.
В Градчанах бьется сердце Чехии. Это важнейшее место Праги, да и всей страны. Никто из тех, кому довелось здесь побывать, не остался равнодушным к многовековой истории Градчан... и к их размерам, поскольку расположенный здесь замковый комплекс является одним из крупнейших в мире. Огромную территорию занимает королевский дворец, кафедральный собор, романская базилика, а также уютная Золотая улица, живописные дворы, переулки и сады. Можно сказать, что Градчаны — это город в городе.

Достопримечательности Градчан

Пражский Град
Важнейшим объектом Градчанского холма является Пражский Град, один из самых известных замков в Европе в соответствии с Книгой рекордов Гиннеса., от которого холм и расположенный на нем район получили название. Здесь на протяжении столетий располагались резиденции чешских королей; многие из них похоронены в местном кафедральном соборе. С 1918 года замок является штаб-квартирой президента Чехии.
В замок, точнее, в первый его двор, мы попадаем со стороны градчанского рынка через ворота, которые стерегут фигуры великанов, созданные в 1769 году Игнацем Платцером. Рядом с ними живые стражники выглядят крошечными и беспомощными. В полдень здесь проходит торжественная смена караула.
Другой замковый двор, в центре которого бьет фонтан, отделен воротами Матеуша (1614 г.). Отсюда мы можем пройти в королевские сады, но сначала осмотрим часовню Святого Креста XVIII века. Напротив, в северном крыле замка, размещается Картинная галерея Пражского Града. В Галерее Рудольфа выставлены произведения европейских мастеров XVI и XVII века: Тициана, Рубенса, Тинторетто, Веронезе, Брандля. Украшение коллекции — образ Мадонны Ара Коэли XIV века.
Собор Св. Вита
Рядом с галереей находится вход в третий двор — кафедральный. Над ним господствует массивный кафедральный собор Св. Вита. Изумление — именно это чувство возникает, когда смотришь снизу вверх на его монументальные башни и безуспешно пытаешься объять взором все здание.
Строительство храма было начато в 1344 году. Гуситские войны прервали работы, но храм, хотя и неоконченный, на протяжении столетий служил верующим. Здесь проходили обряды коронации, венчания, отпевания и крещения королевских детей. Строительство остальной части храма (корпус и двухэтажный фасад) было окончено лишь в начале XX века. Над входом в храм расположена розетта с витражом XIX века, представляющим сотворение мира.
Изнутри храм также ошеломляет размерами. Особенно хорош главный неф и огромные окна с витражами авторства Альфонса Мухи. Из полумрака выглядывают 22 прекрасно отделанные боковые часовни. Каждая из них неповторима. Самой красивой является часовня Св. Вацлава 1367 года: облицовка стен выполнена из золота и полудрагоценных камней. В центре часовни стоит гробница святого, а в углу находится вход в камеру, где хранятся коронационные сокровища чешских правителей, в том числе корона XIV века, так называемая корона Св. Вацлава, скипетр и держава Фердинанда I, коронационный плащ Карла IV. Ключи от сейфа (по одной штуке) находятся у президента, шести государственных сановников и церковных иерархов.
Приблизившись к главному алтарю, почти в центре мы видим огромное мраморное ложе. Это императорский мавзолей — импозантная, окруженная ренес-сансной решеткой усыпальница, в которой покоится император Фердинанд I Габсбург (1503— 1564). Однако самой великолепной гробницей кафедрального собора является, несомненно, размещенная под балдахином гробница Св. Яна Непомуцкого, созданная в 1729 году. Святой преклонил колени на поддерживаемом ангелами серебряном гробу, на создание которого ушло две тонны серебра. Скульптуру окружают мраморные перила.
С кафедральным собором Св. Вита соседствует старый королевский дворец, ценнейшее сооружение в Градчанах. Он создан в XII веке и многократно перестраивался. Практически каждое помещение имеет свою интересную, а иной раз и трагичную историю. По Лестнице всадников въезжали сюда верхом рыцари-участники турниров; здесь находится также известный Владиславский зал XV века. Это крупнейший в Европе зал, носящий светский характер. Здесь проходили пиры, балы, рыцарские турниры и даже выборы правителя. В наши дни здесь приносят присягу президенты Чехии.
Пражская лорета
Пражская Лорета — архитектурный комплекс религиозного характера, построенный в XVII–XVIII веках вокруг Лоретанской капеллы. В наше время Пражская Лорета управляется Орденом капуцинов, чей монастырь находится по соседству.
Лоретанская капелла представляет собой символическую постройку, которая олицетворяет Святую хижину (одна из величайших святынь католического христианства). Святой хижиной называют тот самый дом в Назарете, где росла и воспитывалась Дева Мария и где произошло Благовещение. В XIII веке Святую хижину перевезли в итальянский городок Лорето, который сразу же стал одним из важных паломнических центров Европы. Вскоре символические копии Святой хижины начали возводить и в других городах.
Строительство копии Святой хижины в Праге, которая получила название Лоретанская капелла, началось в 1626 году при монастыре капуцинов. Её возведение инициировала и профинансировала графиня Бенигна Катержина (1594–1653) из Лобковиц, представительница влиятельного рода Лобковицев. Освящение капеллы состоялось 25 марта 1631 года.
Лоретанская капелла только размерами напоминает Святую хижину из Назарета. Её фасад богато украшен статуями ветхозаветных пророков и сценами из жития Девы Марии. Внутри можно увидеть статую Девы Марии XVII века из липы, которая со временем почернела из-за свечей. В капелле сделана искусственная трещина, как и в итальянском оригинале, где удар молнии поднял жителей на защиту хижины, когда в неё проник вор.
Рядом с капеллой находятся два фонтана середины XVIII века. Один из них называется «Вознесение Девы Марии», другой — «Воскресение Христа». В наше время фонтаны заменили репликами, а оригиналы хранятся в Лапидарии.
За короткий период времени пражская Лоретанская капелла стала важным паломническим центром для католиков всего региона. Вскоре для их защиты от непогоды вокруг капеллы построили клуатр (крытая обходная галерея квадратной формы), внешняя сторона которого представляет собой аркаду. Затем постепенно по периметру клуатра возвели шесть капелл, а в 1722–1738 годах воздвигли Костёл Рождества Господня.
Современный архитектурный облик комплекса Пражская Лорета полностью сформировался в середине XVIII века, когда известные мастера Кристоф Динценхофер и его сын Килиан Игнац перестроили западную часть клуатра в парадный фасад в стиле позднего барокко. Они создали три декоративных фронтона и аттик, украсив его рядом скульптур (Дева Мария, архангел Гавриил, св. Христофор, св. Анна и евангелисты). Парадный вход обрамляют скульптуры Антонина Падуанского и Франциска Ассизского, на балконе установлены фигуры св. Иосифа и Иоанна Крестителя. Угловые капеллы оформлены скульптурными изображениями св. Феликса из Канталиче перед Мадонной (слева) и святого Яна Непомуцкого с ангелочками (справа). Перед фасадом находится терраса, огороженная перилами с 19 статуями и 9 скульптурными группами ангелочков, несущих картуши с рельефами, на которых запечатлены сцены из жизни Девы Марии.
В наше время на территории комплекса Пражской Лореты находятся:
- Ларетанская капелла;
- экспозиция «Лоретанская сокровищница»;
- Костёл Рождества Господня;
- Капелла св. Анны;
- Капелла св. Креста;
- Капелла св. Иосифа;
- Капелла св. Антония Падуанского;
- Капелла св. Франциска Ассизского;
- Капелла Девы Марии Скорбящей;
- фонтан «Вознесение Девы Марии»;
- фонтан «Воскресение Христа».
Вилла Билека
Вилла Билека — здание в стиле модерн, построенное в начале XX века по проекту чешского скульптора, графика и архитектора Франтишека Билека (1872 – 1941), для которого оно одновременно служило и жилым домом, и рабочей студией.
Получивший художественное образование в Праге и Париже, Билек вошел в историю как один из самых выдающихся представителей чешского модерна и символизма. Сочетая в своём творчестве глубокую религиозность и идейное многообразие, в зрелые годы он стал создавать сложные пространства, в которых его работы могли интерпретироваться в различных контекстах, что отражало постоянное стремление художника к раскрытию духовного потенциала человека.
С точки зрения Франтишека Билека, его вилла должна была отражать «жизнь как поле зрелых колосьев, дающее насущную пищу нашим братьям. Многочисленные колосья связаны в снопы — колонны. Некоторые колонны не достроены, поскольку они ничего не поддерживают». Сегментированная структура здания может быть истолкована как след косы в пору жатвы. Яркое впечатление производит форма колонн, напоминающих египетскую храмовую архитектуру. Использованные материалы — неоштукатуренный кирпич и грубо отёсанный камень — подчёркивают связь этого памятника архитектуры с простотой и величием природы и человеческого труда. Ряд других элементов конструкции также несёт символическую нагрузку, вызывая, в первую очередь, христианские аллюзии.
Доминантой асимметричного интерьера является высокая рабочая студия — естественный духовный центр здания. Посетители виллы имеют возможность познакомиться с произведениями Билека, созданными в период творческой зрелости, в первозданной обстановке, ставшей воплощением идей мастера.
Тосканский дворец
Западную сторону Градчанской площади занимает великолепнейший Тосканский дворец, возведенный в стиле барокко для графа Тун-Гогенштейна в 1691 году. Спустя несколько десятилетий дворец покупает герцогиня Тосканская, и отныне особняк будет называться по ее фамилии.
Дворец смотрится довольно представительно. Он состоит из четырех крыльев и внутреннего двора, а также двух башенок, придающих конструкции и внешнему облику дворца легкости и шарма.
На крыше дворца между двумя башнями можно заметить семь оригинальных скульптур, изображающих свободные искусства. Статуи создавались Яном Брокофом – чешским мастером, автором скульптуры Яна Непомуцкого на Карловом мосту. Такое оформление фасада напоминает внимательным путешественникам, что данный особняк очень похож на некоторые римские здания. Фасад декорирован двумя герцогскими гербами, которые идеально дополняют сдержанный дизайн дворца.
Угол дворца украшен статуей святого Михаила, который считался покровителем семьи Тун-Гогенштейнов, заказчиков и первых хозяев этого дворца. Статуя была сделана спустя два года после строительства дворца, поэтому ее просто поместите в стену на специально оставленное для этого место. Статуя святого Михаила – это высокохудожественное произведение, мимо которого просто нельзя пройти, не запечатлев ее на свой фотоаппарат.
В наше время во дворце располагаются службы чешского министерства иностранных дел. Здесь иногда проходят важные приемы, устраиваются серьезные встречи и решаются государственные проблемы.
Монастырь капуцинов
Монастырь капуцинов — монастырь аскетичного Ордена Капуцинов. Построен в 1602 и является самым старым среди действующих пражских монастырей. Закрыт для осмотра (как исключение, монастырь открывает свои двери для всех желающих в рамках редких мероприятий, таких как Ночь костёлов в Чехии).
В своё время, на заднем дворе монастыря жил и работал придворный астроном и астролог императора Рудольфа II Тихо Браге. Его работе сильно мешали звоны монастырских колоколов и пение монахов. И вот рассказывают историю, что хитрый Браге дабы избавиться от помех сказал императору Рудольфу II, что звёзды показывают, будто бы капуцины готовят заговор и хотят лишить его священной власти. Рудольф II написал приказ об изгнании ордена из Праги, но верховный канцлер королевства отказался визировать его.
В монастыре находится необычная усыпальница, которая хранит мощи шестнадцати монахов. У изголовья каждого монаха находятся по два кирпича. Это один из символов аскетизма монахов и принадлежности их к Ордену Капуцинов.
При монастыре находится Церковь Девы Марии Ангелов, которая известна, прежде всего, статуей Мадонны с младенцем. Считается, что она обладает чудотворной силой. Легенда рассказывает о том, что Рудольфу II сильно понравилась эта статуя и он просил монахов позволения забрать её в свою личную часовню. Монахи согласились и отдали её императору. Однако уже вскоре статуя была найдена на дороге к монастырю. Три раза Рудольф II пробовал забрать статую, но каждый раз она исчезала и появлялась вблизи монастыря. В конце концов он сдался и украсил статую робой и золотой короной. В церкви сохранился орган, на котором играл ещё Моцарт.
Во время Второй Мировой Войны в монастыре находилась тюрьма, а после неё здесь обосновался штаб чехословацкой контрразведки. С 90-х годов 20-го столетия монастырь вновь служит своей первоначальной цели. У монахов есть даже поле для мини-футбола, которое регулярно используется по прямому назначению.
Чернинский дворец
Внушительный Чернинский дворец длиной 150 метров величественно возвышается над Градчанами. Когда-то он было собственностью семьи Черниных, а теперь принадлежит Министерству иностранных дел. Об этом дворце в Праге ходят легенды. Говорят, что количество его окон равняется 365, то есть количеству дней в году. Считать их, конечно, никто не будет, чтобы установить истину, обычно все просто верят на слово экскурсоводу.
Строительство дворца началось в 1669 году, но потребовало столько денежных вложений, что его заказчик Гумпрехт Ян Чернин разорился, не доведя проект до конца. Лишь в 1747 году резиденция семьи Черниных была готова. Это, наверное, был самый роскошный пражский дворец в то время. Парадный зал был просто огромен. Высотой в три этажа, он был украшен шикарными хрустальными люстрами, наборным паркетом и удивительными фресками В. В. Райнера на стенах.
Поддерживать на должном уровне такое великолепие оказалось непросто. Вскоре в залах дворца царило запустение, он оказался не по карману даже самому императору. В 1851 году его перестроили под квартиры для солдат, а потом отдали сиротскому приюту.
Такое большое здание в палладианском стиле, стоящее на возвышении, просто обязано было привлечь внимание власть предержащих. В 1934 году туда переехало Министерство иностранных дел Чехии и с тех пор не меняло своего местоположения. Исключение составляют годы второй мировой войны. В то время во дворце обосновался Р. Гейдрих.
Побывать в Чернинском дворце, чтобы осмотреть его внутренние интерьеры, непросто: обычно он открыт только для иностранных делегаций.
Мартиницкий дворец
Находится перед входом в Пражский Град. Мартиницкий дворец — резиденция знатного дворянского рода Мартиницев в XVII–XVIII веках. В наше время интерьеры дворца восстановлены в том виде, в котором находились в начале XVII века.
Постройка дворца была начата во второй половине XVI века, после того как пожар 1541 года уничтожил бoльшую часть районов Градчаны и Мала Страна. В 1583 году недостроенное здание выкупил королевский урядник Иржи Боржита Мартиниц, который внёс в архитектурный проект изменения в стиле Ренессанс. Окончательно завершил обустройство родовой резиденции его племянник, известный антигерой чешской истории, Ярослав Боржита Мартиниц — 23 мая 1618 года за проавстрийскую политику (в ущерб чешских интересов) он был выброшен из окна канцелярии Старого королевского дворца, но чудом остался жив. Событие стало началом Восстания сословий, которое в свою очередь привело к Тридцатилетней войне в Европе (1618–1648).
В 1788 году мужская линия рода Мартиницев пресеклась, что постепенно привело дворец к полному упадку. В середине XIX века его комнаты преобразовали в 25 квартир для сдачи в аренду, а дворцовую капеллу превратили в кладовую. Как и в случае со многими другими историческими резиденциями Праги, полномасштабные реставрационные работы прошли только в конце XX века.
В наше время Мартиницкий дворец интересен прежде всего многочисленными оригинальными росписями (1400 м.кв.) деревянных балочных потолков внутренних помещений и росписью (800 м?) фасада в стиле сграффито. Воссозданные интерьеры комнат и большого зала в первоначальном ренессансном виде позволяют посетителям наглядно увидеть, в каких условиях проживала богатая дворянская семья в начале XVI века.
К сожалению, музейная деятельность для нынешних владельцев дворца является второстепенной, поэтому стандартного графика работы не существует, а об организации экскурсии следует договариваться заранее по телефону. Основной акцент сделан на сдаче помещений в аренду для проведения культурных, общественных и праздничных мероприятий. Напомним, что главная особенность дворца заключается в оригинальных сграффито фасада, поэтому осмотреть их можно в любое время. Они изображают сцены из Ветхого Завета, деяния Самсона, подвиги Геркулеса, а также цикл сюжетов из жизни Иосифа Прекрасного в Египте.
В Мартиницком дворце можно увидеть точную копию того самого окна канцелярии Старого королевского дворца, из которого был выброшен Ярослав Боржита Мартиниц. Его установили по личной инициативе пострадавшего, абсолютно не стыдившегося произошедшего с ним инцидента. Скорее наоборот, он чувствовал себя избранным, особенно под влиянием официальной версии католической Церкви, которая объяснила чудесное спасение вмешательством Высших Сил, что в свою очередь истолковали как поддержку Бога в борьбе с чешскими протестантами. После подавления Восстания сословий (1620 год) Ярослав Боржита Мартиниц был награждён титулом имперского графа и вплоть до своей смерти (1649 год) занимал важнейшие должности Чешского королевства.
В 2010–2011 годах Мартиницкий дворец использовали для съёмок исторического сериала «Борджиа: Вера и Страх». Большой зал в кино появляется в двух ипостасях — в качестве спальни папы Иннокентия VIII, в которой он умирает, а позже — как рабочий кабинет его приемника Александра VI. Также две дворцовые комнаты были использованы в качестве спальни Джованни Борджиа и спальни Лукреции Борджиа.
Во внутреннем дворе можно увидеть три автомобиля начала XX века.
Салмовский дворец
Салмовский дворец – классическая постройка на Градчанской площади в три крыла с курдонером. Сейчас он принадлежит Национальной галереи, которая разместила здесь выставку искусства XIX века.
Дворец возведён в 1800 – 1811 годах в стиле неоклассицизма для пражского архиепископа Вилема Флорентина Зальма, однако вскоре его выкупил Йозеф Шварценберг и присоединил к своему соседнему дворцу. Поэтому Салмовский дворец ещё называют Малый Шварценбергский дворец. В наше время он является государственной собственностью и является филиалом Национальной галереи, которая разместила здесь экспозицию «Искусство XIX века: от классицизма к романтизму».
Выставка искусства XIX века даёт возможность познакомиться с шедеврами живописи и скульптуры эпох классицизма и романтизма. Избранная коллекция, включающая экспонаты, которые передали во временное пользование другие учреждения культуры и частные коллекционеры, разбита на отдельные части и в хронологическом порядке представляет различные стили, тематики и творчество знаменитых деятелей искусства.
Чешское искусство Салмовский дворецбыло неотъемлемой частью среднеевропейского культурного пространства, и его основы, критерии и оценки были тесно связаны не только с художественной средой, но и с культурными организациями в Вене и немецких городах. По этой причине в рамках экспозиции представлены также работы немецких и австрийских художников. Коллекция своим характером и небольшим форматом экспонатов идеально гармонирует с помещениями классического дворца и его богатым интерьером.
Посетители смогут Салмовский дворецнасладиться известнейшими работами Франтишека Ткадлика, Антонина Махека, Йозефа Навратила, Августа Пипенхагена и обширной коллекцией, посвящённой творчеству семьи Манесов, в том числе полотнами Йозефа Манеса. Хаусхоферова школа пейзажа пражской Академии представлена картинами Адольфа Косарека, Бедржиха Гавранека и других. Работы студентов Школы исторической живописи Рубена приблизят зрителя к чешской и европейской истории. Австрийское и немецкое искусство представлено известными работами Каспара Давида Фридриха, Карла Шпицвега, Христиана Моргенштерна, Карла Ротмана, Фридриха фон Амерлинга и Фердинанда Георга Вальдмюллера, свидетельствующими о взаимных связях в сфере изобразительного искусства. Здесь также выставлены скульптуры лучших чешских ваятелей — Вацлава Прахнера, Вацлава Левы, братьев Йозефа и Эмануэля Максов и других.
Помещения нижнего этажа Салмовского дворца отведены под временные выставочные проекты. Здесь также находится одно из хранилищ Национальной галереи, где посетители в рамках специальных программ лекционного отдела могут заглянуть за кулисы музейной жизни и увидеть картины в «домашней обстановке» — закреплёнными на металлических сетках.
Шварценбергский дворец
В XVI столетии на Градчанской площади в Праге располагались мещанские дома. Однако после разрушительного пожара 1541 года здесь стали строить дворцы. Одной из таких построек и является дворец Шварценбергов – величественное здание, больше напоминающее замок. Фасад его украшают черно-белые росписи, выполненные в технике сграффито, а сам дворец представляет собой отличный пример так называемого чешского ренессанса, который, по сути, является смесью мотивов итальянского Возрождения и чешских традиций.
Впервые строительство дворца было начато в 1545 году одним из самых богатых чешских дворян и главным бургграфом Яном Лобковицким. Проект резиденции был разработан зодчим Aвгустином Галли в стиле итальянского Ренессанса. Закончилось строительство дворца в 1576 году. А в 1590 году резиденцию выкупил Верховный гофмейстер Чешского королевства Георг Лобковиц.
Но недолго род Лобковиц был владельцем дворца: через 4 года Георгу была присуждена конфискация имущества. С тех пор дворец менял хозяев вплоть до 1719 года. Именно в этом году дворец перешел во владение рода Шварценбергов, а в 1723 году хозяева начали его масштабную реконструкцию. Дворец планировали оформить в стиле позднего барокко. Осуществлял эту идею архитектор Томас Гаффенекер. Династия Шварценбергов довольно долго обитала в поместье, но после окончания Второй Мировой войны музей был передан министерству обороны Чехословакии, которое использовало это великолепное здание с целью размещения Военно-исторического музея.
Позднее, в 1991 году, дворец был возвращен во владения Шварценбергов, но ненадолго. Спустя 11 лет бывший музей снова стал культурным центром округи, так как теперь он принадлежал Национальной галерее. Новые владельцы начали в 2003 году капитальные восстановительные работы, которые заняли более 4 лет. Начиная с 2008 года и по сей день дворец представляет собой музей старинной живописи «Барокко в Чехах».
К сожалению, первый и второй этажи не смогли донести свою красоту до наших дней, так как с годами утратили прежний облик. А вот третий этаж практически не изменился. Потолок его украшают натяжные холсты с изображениями сюжетов по мотивам творчества Гомера и гравюрам Солиса. Также огромный интерес ценителей архитектуры итальянского Возрождения вызывают тосканские пилястры.
Над фасадом выступают люнеттовые карнизы, выполненные в северо-итальянском стиле. Издалека может показаться, что стены здания обложены пирамидальной плиткой, но на самом деле подобную иллюзию создают росписи, сделанные техникой сграффито. Общая площадь расписных стен составляет более 7000 квадратных метров.
Сам дворец состоит из 3-х корпусов и построен в форме буквы «Т», хотя изначально планировалось возвести и четвертое крыло. Любимой темой рассказов гидов являются невесть откуда взявшиеся на одном из корпусов оленьи рога. Эта достопримечательность дворца за долгие годы своего существования обросла множеством легенд о ее появлении. Одни говорят, что супруги Шварценберги были заядлыми охотниками, и эти рога являются трофеем. По мнению других – виновен во всем молодой пылкий архитектор, который якобы являлся любовником жены Адама Шварценберга. После ссоры с ревнивым супругом архитектор оставил «на память» вот такое недвусмысленное послание.
днако главной визитной карточкой дворца являются великолепные солнечные часы на одной из дымоходных труб. Видно их только с соседнего дома под названием «У двух солнц». Часы также выполнены при помощи техники сграффито и содержат изображение символа дня, петуха, с одной стороны и символа ночи, совы, с другой.
Страговский монастырь
Страговский монастырь — монастырь Ордена премонстрантов. Основан в 1140. Страговский монастырь включает Музей монастыря, Художественную галерею, библиотеку, Музей миниатюр, Памятник национальной письменности и отличную пивоварню (варит собственный сорт пива «Святой Норберт»).
При входе в монастырь обратите внимание на ворота в стиле барокко. Сверху размещена скульптура святого Норберта. Именно он является основателем монашеского ордена, в состав которого с момента постройки и до сегодня входит Страговский Монастырь. История Норберта очень интересна. До 35 лет он вёл совершенно светскую, наполненную удовольствиями, жизнь при дворе императора Генриха V. Когда ему вдруг предложили стать епископом Камбре — он без колебаний отверг эту возможность. Но очень вскоре в его образе жизни произошел резкий поворот. Страговский монастырьВо время поездки верхом, его лошадь, испугавшись грома, внезапно понеслась, и Норберт только чудом остался живой. Он воспринял это событие как Божье знамение: поспешил удалиться от двора императора и начал вести благочестивую монашескую жизнь. Вскоре Норберт основал бенедиктинское аббатство и пожертвовал ему значительную часть своего состояния. Ещё через пять лет он основал Орден премонстрантов (название происходит от аббатства Премонтре, в котором орден и был основан). Этот орден отвергает богатство и легкую жизнь, и все свои усилия направляет главным образом на реформу духовной жизни.
Страговский монастырь был основан через 6 лет после смерти Норберта — в 1140. Его название имеет корни от слова «стража», так как именно в этом месте располагалась застава, которая охраняла подступы к Пражском граду. Через 118 лет, по вине заснувшего у горящей свечи монаха, монастырь полностью сгорел и его пришлось восстанавливать.
Близость к центру Праги обусловило его участие практически во всех исторических событиях средневековой Праги: Гуситские войны, Тридцатилетняя война, обстрел и ограбление монастыря в 1648 шведскими войсками, а через 115 лет — прусской армией в ходе событий Семилетней войны. В результате, монастырь регулярно частично разрушали и его приходилось перестраивать. Изначально он был сооружен в романском стиле, затем в раннеготическом, а в конце XVII века утвердился нынешний вид в стиле барокко. Со временем добавлялись новые постройки — сад, больница, семинария, и, конечно, ни один монастырь не существовал без своей пивоварни (пиво было калорийным продуктом и хорошо поддерживало организм во время длительных строгих постов).
Достопримечательности Страговского монастыря:
Страговская библиотека В конце XVIII века монастырь был на гране закрытия. Дело в том, что император Иосиф II приказал закрыть те монастыри, которые не сумеют подтвердить свою общественную необходимость и пользу. Тогда было принято решение сделать общедоступной свою закрытую библиотеку. Аббат Вацлав Майер был вынужден в спешке перестроить бывший амбар и открыть в нём зал для широкой публики. Вскоре Страговская библиотека пополнилась книгами из тех монастырей, которые всё же были закрыты. Для ценных книг из закрытого монастыря города Лоуки в Моравии Теологический залбыло решено построить новый зал, названный Философским залом. Ещё из одного закрытого монастыря сюда были перевезены удивительной красоты ореховые книжные полки. Потолочную фреску на тему «Воздействие мудрости Божией на духовную историю человечества» создал Франц Мольбертс. Новый зал по красоте и богатству встал вровень с, существовавшим уже столетия, Теологическим залом библиотеки. Оба зала обязательно надо посетить. Здесь находится Страговское евангелие IX века, но на обозрение для туристов выставлена точная копия.
Церковь Вознесения Девы Марии
Построена с момента основания монастыря. Постоянно изменялась и перестраивалась. Уникальность её убранства невозможно полностью описать, все это желательно увидеть своими глазами. Красивейший интерьер – скульптуры, золочёная лепнина, резные скамейки и картины алтарей – все это оставит самые наилучшие воспоминания от посещения этого прекрасного и уникального памятника истории и архитектуры. Сейчас здесь хранятся останки св.Норберта (были перевезены сюда в 1629 из Магдебурга).
Художественная галерея Знаменитую Страговскую художественную галерею основал в 1836 аббат Иероним Зейдлер. Она расположена в бывшем здании конвента, который является составной частью комплекса.
Памятник национальной письменности представляет из себя музей, хранящий литературные произведения с 1775 года. Музей открыли в 1953 и тогда он владел письменными документами со времён появления письма, так как именно ему принадлежала богатая Страговская библиотека с Теологическим и Философским залами. Но в 1991, по закону о реституции, монастырский комплекс вернули прежним собственникам — Ордену премонстрантов.
Сегодня основой Памятника является Литературный архив, оставшийся от писателей, поэтов и деятелей культуры: письма, рукописи, черновики произведений, документы, вырезкы из газет, фотоархивы, издательские архивы и другие материалы. Всего около 6 миллионов архивных единиц. Администрация Памятника ищет новые помещения для размещения такого большого количества экспонатов. Значительная часть коллекций уже перевезена за пределы Праги, где более дешевая арендная плата.
Кроме упомянутых достопримечательностей, на территории монастыря находится Музей Миниатюр.
Штернбергский дворец
Штернбергский дворец – основное здание Национальной галереи в Праге. Многие произведения пришлось вернуть по реституции наследникам прежних хозяев. Но сам дворец остался у государства, т.к. Штернберги во время II мировой войны сотрудничали с фашистами. Штернбергский дворец на Градчанской площади считается ярким образцом пражского светского барокко. Он стоит за левым крылом Архиепископского дворца, в самом конце Оленьего рва. В здании помещается собрание Национальной галереи Чехии, основателем которой был Йозеф Штернберг.
На месте сегодняшнего барочного здания стоял ренессансный дворец, принадлежавший семейству Лобковиц. В 1690 году он стал собственностью рода Штернбергов. Граф Вацлав Войтех купил и соседние здания и решил построить дворцовый комплекс в стиле барокко. Строительство началось в 1698 году и продолжалось до 1707 года.
Имя главного архитектора Штернбергского дворца достоверно не выяснено: по мнению историков, это мог быть Д. Аллипранди, не исключено участие Яна Матея, Д. Мартинелли, Кристофа Дизенхофера, Иоганна Фишера фон Эрлаха и Яна Блажея Сантини. Первоначальные планы графа не удалось реализовать полностью. Был построен комплекс квадратной формы с внутренним двором и садом, примыкающим с западной стороны. Фасады дворца, которые были обращены во двор, нынче богато декорированы. В центре двора располагается бронзовый лев, побеждающий змею (работа французского скульптора Бари). Штукатурные работы были выполнены Джузеппе Фрисонио; художественное оформление интерьеров принадлежит кисти Михаэля Венцеля Халбакса, Иоганна Бисса, Матея Неттеля, Яна Краточвила.
В 1796 году граф Йозеф Штернберг основал Общество патриотических друзей искусства, которому в 1811 году передал фамильный дворец. В 1835–42 гг. завершилось сооружение южного крыла в стиле позднего классицизма, был оформлен красивый необарочный фасад. Во дворце работали и жили основатели чешской науки: Павел Йозеф Шафарик, Карел Борживой Пресл, Вацлав Ганка. В этот период в здании были размещены первые произведения коллекции Национального музея из собрания Йозефа Штернберга.
С 1871 года здание передали женской Ассоциации Святой Анны, учредившей приют для умственно отсталых (знаменитый Эрнестинум, получивший своё имя в честь попечительницы, княжны Эрнестины). С 1918 года дворец принадлежал чехословацкой армии, в нём базировались правительственные войска. После 1947 года здание окончательно передали Национальной галерее. В 2003 году была проведена реорганизация помещений.
Сейчас во дворце размещены античные экспозиции и постоянная выставка европейской живописи (XIV–XVIII вв.). Экспонаты из собрания эрцгерцога Ферндинанда выставлены на втором этаже. Среди них – работы тосканских художников Б. Дадди, Л. Монако, мастеров Венецианской школы; полотна в стиле флорентийского маньеризма (Бронзино, Аллори); иконы, созданные итальянскими и восточноевропейскими иконописцами.
Третий этаж отдан шедеврам итальянской, испанской, французской, фламандской, голландской живописи. Здесь представлены полотна Тинторетто, Рибера и Эль Греко, Ван Дейка, Гойи, Рубенса, Рембрандта, Халса и Терборха.
Немецкие и австрийские художественные полотна выставлены на первом этаже. Это работы Кранаха, Бальдунга, Дюрера (в том числе – всемирно известный шедевр «Праздник чёток»). В экспозициях галереи кроме картин содержатся скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства.
В залах Штернбергского дворца частично сохранены старинные интерьеры, отреставрированы настенные и потолочные фрески мастеров XVII века.
Центральный вход с овальным ризалитом-ротондой, который находится с западной стороны, интересен полукруглыми окнами и картушем с фамильным гербом.

Фундаментальные памятники старины Градчан: Пражский Град, королевский дворец, собор Св. Вита — это еще не все достопримечательности. Чтобы в полной мере ощутить атмосферу королевского двора, мы отправимся на Золотую улицу. Это один из уютнейших уголков Праги, в прошлом здесь жили и работали золотых дел мастера, а быть может и алхимики, пытавшиеся раскрыть тайну философского камня. Разноцветные домики напоминают скорее хижины гномиков, чем мастерские. В настоящее время здесь расположились сувенирные лавки, выставки и галереи.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна