Сайт
О туризме

Get Adobe Flash player

   

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player





Сиена - средневековая жемчужина Италии


Сиена – прекраснейший древний город, который пропитан средневековьем и очень трепетно хранит старые италийские традиции, созданные много веков назад. Располагается город, как и множество старинных населенных пунктов, на возвышениях. При изучении Сиена с высоты птичьего полета, создается ощущение, что это три разных небольших поселения, расположенные слишком близко друг к другу. Такое деление использовали и в Средние века, выделив три равномерных терции, по одной на каждый холм. Каждая часть имела по 5-7 районов, независимых между собой. Как ни удивительно, эти районы существуют и до сих пор. Мало того, у каждого района Сиены до сих пор имеется свой флаг и герб.
Достаточно посетить город Сиена в Италии единожды, чтобы понять с каким фанатизмом здесь чтят традиции страны и насколько трепетно относятся к соблюдению каждой мелочи в обрядах. Некоторые ученые-историки считают, что именно традиции сохранили готический вид построек, окрестностей улиц и уйму достопримечательностей в Сиене.
Сиену, эту средневековую жемчужину, согласно легенде, основали сыновья Рема — Сений и Аский. Поэтому в городе мы видим статуи волчицы, которая выкормила Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Первоначально Сиена была этрусской крепостью, из которой в начале I века выросла римская колония Сена-Юлия. В Средние века Сиена была одним из главных итальянских городов. Здесь находилось множество ткацких мастерских и банков. Однако пора расцвета внезапно закончилась. После эпидемии чумы в 1348 г. Сиена так и не поднялась. Сердце города — Пьяцца-дель-Кампо, прекрасная площадь в форме раковины. В 1327— 1349 гг. площадь была вымощена кирпичом и мрамором и поделена на девять секторов — сегодня их можно увидеть с башни колокольни, стоящей здесь же, на Пьяцца-дель-Кампо. Подобное деление было связано с пра вящим Сиеной Советом Девяти. В самой высокой точке площади установлен фонтан Фонте Гайя, копия XIX века творения Якопо делла Кверча (ок. 1374—1438). Оригинал, относящийся к эпохе Возрождения, хранится в музее.

Достопримечательности

Самые главные достопримечательности площади — это прекрасные здания кафедрального собора Санта-Мария-Ассун-та и дворец Палаццо Публико, рядом с которым возвышается почти стометровая колокольня Торре-дель-Манджиа — на ее верхушку ведут 503 ступени. У подножия колокольни находится готическая Апелла-ди-Пицца, характерная арка, построенная по указанию городского совета в память об эпидемии чумы. Верхний уровень дворца был достроен в 1463—1468 гг. Палаццо Публико до сих пор выполняет функцию ратуши, хотя его главный зал с фресками, изображающими жизнь средневекового города, отдан под музей.
Собор Санта-Мария-Ассунта
Собор Санта-Мария-Ассунта (Сattedrale di Santa Maria Assunta), одна из прекраснейших церквей Италии, возведен на самой высокой точке города, к юго-востоку от Кроце дель Травальо. Нет никаких сведений, когда церковь была впервые построена на этом месте. Строительство собора в его современном виде было начато в 1229 г.; купол был завершен в 1264 г., а восточная часть клироса продлена над купелью около 1317 г. Затем в 1339 г. жители Сиены решились на грандиозное расширение собора, которое должно было превратить его в крупнейшие готическое здание в Италии.
Современная церковь должна была стать трансептом новой 100-метровой церкви, главная ось которой повернулась бы на 90 градусов. Однако скоро работа над проектом была остановлена, частично из-за того, что старый фундамент не выдерживал веса нового здания, частично из-за эпидемии чумы 1348 года, унесшей множество жизней. Некоторое представление о масштабности проекта дают те части нового нефа, которые были достроены. Фасад первоначального здания был завершен только к 1380 г. Богатое скульптурное оформление было основательно обновлено в 1869 г., а мозаичные полотна установлены в 1877 г. Колокольня датируется концом XIV века.
Кафедральный музей
В трех нишах нефа нового собора располагается Кафедральный музей. Практически все его экспонаты принадлежат собору. Среди многочисленных сокровищ музея – произведения Никола Пизано, работы Джованни Пизано и его школы, великолепное изображение Мадонны и Младенца, Св. Антония и кардинала Казини кисти Якопо делла Кверча, скульптура работы Джованни Пизано с фасада собора, а также несколько живописных панно, включая знаменитое «Величие» Дуччо ди Буонинсеньи, «Рождение Девы» Пьетро Лоренцетти и работу XIII в. «Мадонна с большими глазами». В сокровищнице также находятся гробницы (особо интересна рака из позолоченного серебра, в которой хранится голова Святого Гальяно и рака из позолоченной бронзы с мощами Святого Клемента), деревянные скульптуры и т.д.
Купель
Купель находится на несколько ступеней ниже склепа. Она была построена, когда клирос был расширен, и появилась необходимость в подвальных помещениях, которые бы компенсировали усадку почвы. В силу этого купель и склеп имеют некоторое сходство. Ее свод, поддерживаемый низкими колоннами, весь покрыт фресками, первоначально написанными около 1450 г. мастером Веккьеттой (Лоренцо ди Пьетро, 1412-80 гг.) и другими художниками, но в настоящее время практически утратившими художественную ценность вследствие неудачной реставрации, проведенной в конце XIX века. Перед апсидой, на ступенчатой шестиугольной основе установлена мраморная купель, созданная в 1417-30 гг. предположительно мастером Якопо делла Кверча. Шесть сторон купели оформлены бронзовыми изображениями и сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя, выполненными Якопо делла Кверча, Джованни ди Турино, Лоренцо Либерти и Донателло. На своде купели установлена мраморная статуя Крестителя.
Колокольня
Колокольня изначально находилась с внешней стороны собора, в углу между нефом и правым трансептом, однако после расширения собора она оказалась внутри основного здания. На стене над проходом, ведущим из последнего помещения правого прохода в основание колокольни, находится статуя епископа Томмазо Пикколомини дель Теста работы Нероччо (1448 г.)
Часовня Чиджи
В правом трансепте расположен вход в часовню Чиджи или Капеллу дела Мадонна дель Вото (итал. Часовня Мадонны, давшей обет), построенную в 1659-62 гг. по проекту великого архитектора стиля Барокко Джованни Лоренцо Бернини. Автором двух из четырех статуй часовни (Св. Джером и Св. Магдалина) является Бернини, двух других (Сан Бернардино и Св. Екатерина Сиенская) – его ученики.
Часовня Святого Иоанна Крестителя
В левом боковом нефе располагается часовня Святого Иоанна Крестителя, с красивым входом, оформленным Лоренцо ди Мариано (1476-1534 гг.). В часовне находится бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло (1457 г.), а также статуя Святой Екатерины Александрийской работы Нероччо (1487 г.). Фрески со ценами из жизни Крестителя и двумя портретами принадлежат Пинтуриккьо.
Кафедральная Библиотека
Через левый проход собора Сиены можно войти в Библиотеку Пикколомини. Стена, в которой расположен вход (работа Лоренцо ди Мариано, 1497 г.) является прекрасным образцом архитектурного украшения эпохи Позднего Возрождения. Бронзовая решетка открывает путь к библиотеке, одному из прекраснейших и наиболее хорошо сохранившихся произведений искусства эпохи Раннего Возрождения. Начатое в 1495 году, оно было построено для кардинала Франческо Пикколомини (позже ставшего Папой Пием III) в честь его родственника Энеа Сильвио Пикколомини (Папы Пия II, 1458-64 гг.)
Фрески
Красочные фрески библиотеки были написаны в 1502-08 гг. Пентуриккьо и его учениками. Они изображают десять сцен (начиная с правого окна): Энеа Сильвио Пикколомини сопровождает кардинала Капраника на Базельский Собор (1432 г.); он предстает перед королем Шотландии Джеймсом I как посланник Собора; король Фредерик III возлагает на него корону поэта-лауреата; он поступает на службу к Папе Евгению II; в сане Архиепископа Сиенского он представляет Элеанору Арагонскую Фредерику III; Папа Каликст III провозглашает его кардиналом; он принимает венец Папы и имя Пий II; он призывает христианских вождей к объединению против турков при Мантуа; канонизация Святой Катерины Сиенской; Пий прибывает в Анкону для подготовки кампании против турков. Потолок библиотеки также покрыт фресками работы Пентуриккьо – гербовый щит Пикколомини, окруженный мифологическими фигурами, отделенными друг от друга полосами орнамента. По кругу вдоль стен зала представлены богато расписанные музыкальные манускрипты XV века.
Склеп
В склеп можно попасть, обойдя снаружи правый трансепт, а также через проход, имеющийся в первом помещении незаконченного нового собора. Вход в склеп находится на первой лестничной площадке. В первом зале находятся оригиналы статуй собора, в настоящее время замененные копиями; во втором зале можно увидеть остатки фресок конца XIII века с изображением сцен Нового Завета.
Фасад
Фасад здания (работы Джованни Пизано, 1284-99 гг.) с его великолепной цветной облицовкой из белого, зеленого и красного мрамора, представляет собой один из наиболее прекрасных образцов итальянской готики. Практически всю его ширину занимают три парадных входа одинаковой высоты, которые увенчаны фронтонами с изящными башенками на конце каждого из них. Над центральным входом расположено круглое окно-розетка. Весь фасад богато украшен скульптурными фигурами, большинство из которых в настоящее время заменены на копии. Композиции из мозаики на фронтонах, имеющих золотое основание, были выполнены венецианскими художниками в 1877-78 гг. В углу между нефом и правым трансептом располагается колокольня, выполненная в Романском стиле; облицовка из горизонтальных полос темного и светлого мрамора придает ее облику удивительную легкость, эффект которой усиливают расположенные в шесть рядов окна, количество которых увеличивается в каждом последующем ряде. В тимпане над входом, у подножия башни, находится барельеф изображающий Мадонну с младенцем (итал. Мадонна Прощающая), создание которого приписывают Донателло (XV в.). Над крестообразной частью помещения первоначальной церкви, в шестиугольном своде, возвышается купол, строительство которого было завершено до возведения нефа, так, что свод выглядит как будто посаженным на крышу нефа. За дальней стеной правого трансепта видны фрагменты нового собора, так и оставшегося незавершенным: пятипролетный северо-восточный проход (в настоящее время его занимает Кафедральный Музей), Фацциатон (итал. гигантский фасад) и три ниши северо-западной стены нефа, окружающие Пьяцца Якопо делла Кверча (площадь Якопо делла Кверча). Большую часть левой стены старого собора скрывает Библиотека Пикколомини. Колонну, расположенную слева от конца лестницы, ведущей в собор, венчает скульптура Волчицы с Ромулом и Рэмом (копия оригинала, хранящегося в Кафедральном Музее).
Интерьер
Внутреннее пространство собора (89,4 м.) имеет довольно внушительный вид благодаря чередованию фрагментов из черного и белого мрамора, который все же смягчает живописный потолок - золотые звезды на голубом фоне. Неф отделен от проходов столбами, подпирающими высокие круглые арки. Над ними пролегает карниз, на котором установлены бюсты Христа и 171 римского папы (начиная с Луция III), а также, в пазухах свода, бюсты 36 императоров Рима (терракота, XV-XVI в.). В точке, где неф сходится с крестообразной частью помещения, можно увидеть низкую галерею, окружающую свод купола. На внутренней стороне фасада изображены сцены из жизни Святой Девы (1483 г.) и легендарного Святого Ансано (1480 г.); на витражном стекле (1549 г.) окна-розетки изображена Тайная Вечеря. Витражом также оформлено окно в клиросе.
Оформление пола
Пол Сиенского собора – великолепная и исключительно интересная работа, состоящая из 56 панно с изображением Пророков, Библейских сцен, аллегорий и так далее. Более чем за 200 лет (примерно с 1370 г.), потребовавшихся для завершения этой работы, техника художников постоянно совершенствовалась. Первоначально рисунок на мраморе просто процарапывался, после чего линии заполнялись специальным составом; позже мастера с все возрастающем рвением использовали разноцветный мрамор для создания инкрустаций или мозаичных полотен.
Пресвитерия
Архитектурной доминантой в пресвитерии является огромный мраморный алтарь, созданный Бальдассаре Перуцци (1532 г.); над ним между ангелами, несущими свечи, возвышается бронзовый киворий работы Веккьетта (1467-72 гг.). Апсида украшена фресками росписи нескольких мастеров XVI-XVII вв; на некоторых из них можно легко заметить следы реставрации, проводившейся в XIX веке. Резные сиденья, выполненные в позднем готическом стиле, датируются 1363 - 1397 гг.; из 90 оригиналов сохранилось только 36. Позади них находятся необычайно выразительные и инкрустированные панно работы веронского мастера Фра Джованни (1503 г.)
Кафедра
Одним из наиболее замечательных произведений искусств собора является выполненная из белого мрамора кафедра работы Николо Пизано и его учеников (1256-68 гг.). Восьмиугольная по форме, она опирается на девять колонн из гранита, порфира и зеленого мрамора. Внешние колонны установлены поочередно на основание и на фигуры львов, внутренние – на аллегории Семи свободных искусств (так называемых изящных искусств) и Философии. Над капителями можно увидеть персонификации Добродетелей. Парапет кафедры украшен искусной резьбой, изображающей семь библейских сюжетов: Рождество, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Распятие на кресте, Конец света со Страшным судом, и Наказание грешников. Ступени, ведущие к кафедре, были пристроены в XVI веке.
Ризница Дверь, находящаяся с левой стороны от пресвитерии, ведет в ризницу. В трех молельнях, расположенных в ее дальнем конце, сохранились остатки фресок 15 столетия. Вверху на стене хоров есть круглое окно с витражом, который считается старейшим в Италии. На нем изображены сцены Погребения, Успения и Вознесения Святой Девы, а также четверо Евангелистов и четверо Святых покровителей Сиены. Витраж, созданный первоначально в 1288 году, был перемещен на его настоящее местоположение в 1365 году.
Палаццо Пубблико
Палаццо Пубблико – роскошный дворец в Сиене, расположенный на главной городской площади Пьяцца дель Кампо. Его строительство началось в 1297 году – изначально предполагалось, что во дворце будет заседать республиканское правительство, состоявшее из главы города Подеста и Совета Девяти.
Внешний вид Палаццо – прекрасный образец средневековой итальянской архитектуры с влиянием готического стиля. Нижний этаж построен из камня, а верхние зубчатые – из кирпича. Фасад дворца несколько вогнут внутрь, что предопределено легкой выпуклостью Пьяцца дель Кампо, центральным элементом которой и является Палаццо. Колокольня – Торре дель Манджа – была построена в первой половине 14-го века и украшена Липпо Мемми. Башня проектировалась таким образом, чтобы превзойти по высоте башню соседней Флоренции – главного конкурента Сиены. В то время Торре дель Манджа была самым высоким строением в Италии. В середине 14-го века ее снабдили механическими часами.
Практически каждая большая комната Палаццо Пубблико украшена фресками, достаточно нехарактерными для того периода, поскольку они были написаны по велению правителей города, а не по велению церкви или религиозного братства. Другой необычной чертой этих фресок является то, что многие из них изображают светские предметы, а не религиозные, что было типично для искусства Италии 14-го века. Самыми знаменитыми фресками Палаццо считаются те, что расположены в Зале Девяти, - они принадлежат кисти Амброджио Лоренцетти и известны под общим названием «Аллегория и Последствия Хорошего и Плохого Правления». В сцене с изображением Хорошего Правления можно увидеть процветающий город с танцующими на улицах людьми, а при Плохом Правлении свирепствует преступность, а по разрушенному городу бродят больные люди. К сожалению, этот цикл, так же как и многие другие фрески Палаццо, серьезно повреждены. Одной из причин этого является то, что когда-то в здании размещалось хранилище соли, которая впитала всю влагу со стен, тем самым вызвав пересыхание штукатурки и расслаивание фресок.

Самые интересные экспонаты музея — это фреска XIV века «Трое святых и даритель» Амброджо Лоренцетти, прекрасный мраморный портал XV века Бернардо Росселини и разноцветные фрески на потолке зала Дель Консисто-рио, представляющие сцены из греческой и римской мифологии. В вестибюле находится скульптура из позолоченной бронзы «Волчица, охраняющая Ромула и Рема» неизвестного автора (1429 г.), а в Апелла-дель-Козилио нашему взору предстают великолепные фрески, изображающие житие Девы Марии, а также резные деревянные места для хора с чугунной решеткой, выкованной, скорее всего, но проекту Якопо делла Кверча в XV веке. Главный зал музея — зал Дель Маппамон-до, или зал Великого совета, в который помещены две интересные картины Симона Мартини, одного из известнейших сиенских художников. Одна из них - «Величание Мадонны» (1315 г.), где младенец Иисус держит пергамент с девизом Сиены, а на подножии трона Мадонны выписаны две строфы из Данте, напоминающие, что Мария не охраняет тех, кто предает ее или угнетает нищих. Другая картина — великолепный конный портрет кондотьера Гвидориччо да Фольяно, отправляющегося на подмогу осажденному городу.

Приятная неожиданность ждет нас в последнем зале, называемом залом Дель Паче. Здесь находится одно из самых больших европейских светских собраний фресок «Аллегории доброго правления» и «Плоды злого правления» Амброджо Лоренцетти. Две фрески изображают влияние качества управления на город - Сиену. Перед нами сцены танцев, возделывания земли, строительства, а также различные добродетели: мир, вера, любовь, надежда, гармония, справедливость и мудрость. Негативные образы — это страх и злодеянии. Результат  их правления разоренные поля, сор и грязные дома. Путешествие по музею мы закончим в зале Деи Пиластри. Здесь нас ждет полное экспрессии полотно «Избиение младенцев» Маттео ди Джованни, на котором изображено исполняемое по повелению Ирода убийство малолетних детей, а также картина XV века Бартоломео «Святой Бернард учит на Кампо». Она изображает слушателей Св. Бернарда из Сиены, разделенных полотняной занавесью, по одну сторону которой находятся женщины, а по другую — мужчины.
Церковь Святого Доминика
К западу от Археологического музея Сиены, рядом с городскими стенами, располагается Церковь Святого Доминика (Basilica di San Domenico), суровое кирпичное здание, построенное в цистерцианском готическом стиле. Возведенная первоначально в 1226 году, впоследствии она была изменена и расширена; в 1340 здесь была установлена колокольня с зубчатыми стенами, в стиле, чуждом цистерцианской архитектуре. Неф с вложенным прямоугольным хором не имеет проходов, а трансепт непривычно высок и просторен, отсюда можно войти в две часовни, примыкающие к хору. Своей эффектностью интерьер обязан в первую очередь отсутствию внутреннего декора, усиливающему впечатление, производимое свободным пространством. В северо-восточной поперечной стене нефа расположен вход в сводчатую часовню, где находится самый ранний из известных портретов Святой Екатерины Сиенской (1347-80 гг.) – фреска работы Андреа Вани (ок. 1400 г.).
Часовня Святой Екатерины, пристроенная к правой стене нефа, содержит два шедевра мастера Содомы – «Экстаз Святой Екатерины» и «Святая Екатерина без чувств» (обе работы 1525 года), а также мраморную раку работы Джованни ди Стефано (1446 г.) где хранится голова святой, умершей и похороненной в церкви Санта-Мария-сопра-Миневра (итал. Святая дева Мария над Минервой) в Риме. На высоком алтаре в хоре под балдахином установлены две фигуры ангелов с канделябрами (ок. 1475 г.) работы Бенедетто да Майано. В первой часовне справа можно увидеть фрески работы Маттео ди Джованни, а во второй часовне слева – настенную роспись Маттео ди Джованни и Бенвенуто ди Джованни. Одно из окон апсиды выходит на великолепную панораму города.
Базилика дель Оссерванца
Базилика дель Оссерванца – католическая церковь, расположенная на окраине Сиены на холме Колле делла Каприола. Она была построена примерно в 1490 году, вероятно, по проекту архитектора Франческо ди Джорджио, а в 1495-1496 годах расширена по инициативе местного правителя Пандольфо Петруччи, который хотел отстроить новую крипту, соорудить фамильный склеп и увеличить прилегающий монастырь. Сегодня это самая важная сиенская церковь, находящаяся за пределами самого города, - именно здесь когда-то останавливался святой Бернардин, итальянский священник 15-го века, покровитель коммуникаций.
Возведенное в стиле ренессанса, религиозное строение серьезно пострадало во время печально знаменитой осады Сиены в 1554 году, и позднее было реконструировано в стиле барокко с его пышностью и изобилием деталей. В 1922-1932 годах в церкви проводились реставрационные работы, которые также слегка изменили ее первоначальный облик. Но спустя всего десять лет, в разгар Второй Мировой войны, здание было почти полностью уничтожено в результате авианалета на Сиену, совершенного американскими войсками в январе 1944 года. Сразу же после окончания войны стартовал весьма амбициозный проект по восстановлению старинного храма: с помощью сохранившихся фотографий и разнообразных документальных свидетельств, предоставленных уцелевшими монахами соседского монастыря, удалось реконструировать базилику и вернуть ей былое великолепие. Сегодня Базилика дель Оссерванца, название которой можно перевести как Храм Почтения, является одним из крупнейших религиозных строений Сиены и интересной туристической достопримечательностью.
Базилика Сан Франческо
Сан Франческо – церковь в Сиене, построенная в 1228-1255 годах на месте бывшего францисканского храма и увеличенная в размерах в 14-15-м веках. Ее первоначальный романский облик был переделан в готическом стиле – такой мы видим церковь и сегодня.
Базилика построена в форме египетского креста с нефом и трансептом в соответствии с канонами архитектуры нищенствующих орденов, которым было необходимо много пространства для того, чтобы вместить толпы верующих. Нынешнее убранство церкви выглядит достаточно умеренным – в результате пожара 1655 года, уничтожившего большую часть здания, и реставраций 1885-1892 годов многие роскошные барочные алтари были безвозвратно утеряны. К счастью, частично сохранились старинные рисунки на стенах. Неоготический фасад был выполнен в начале 20-го века, а стоящая рядом колокольня – в 1763 году. Некогда украшавшие фасад мраморные средневековые декорации и портал 15-го века были перемещены.
Внутри можно увидеть фрагменты двух усыпальниц 14-го века и двух огромных фресок, которые некогда находились на бывших городских воротах Порта Романа и Порта Писпини. Среди некоторых произведений искусства, хранимых в церкви, стоит отметить «Мадонну с Младенцем и Святыми» Якопо Дзукки, выразительное «Распятие» Пьетро Лоренцетти и фреску его брата Амброджио, «Молитву святого Иакова» Джузеппе Никола Назини и «Мученичество святого Мартина» Пьетро да Кортона. В правом трансепте находится мраморная статуя Святого Франциска Ассизского, сделанная в 14-м веке и когда-то украшавшая старинный фасад.
Базилика Санта Мария дей Серви
Базилика Санта Мария дей Серви, также известная под названием Сан Клементо, - церковь в Сиене, построенная на месте храма, в 1234 году приобретенного орденом сервитов и присоединенного к новому монастырю. Сервиты прибыли в Сиену в первой половине 13-го века и первоначально обосновались за пределами города. Но вскоре правительство коммуны разрешило им возвести для себя новую церковь в черте городских стен на месте уже существовавшего храма Сан Клементо. Строительные работы продвигались медленно и растянулись почти на три столетия. Только в 1533 году новая церковь была освящена.
Фасад Санта Мария дей Серви, работа над которым началась в 15 веке, так и не был завершен. Выполненный из кирпича, он украшен круглым окном-розеткой и двумя порталами. Стоящая рядом колокольня 13-го века, изначально построенная в романском стиле, была значительно переделана в последующие столетия – последняя реконструкция проводилась в 1926 году и придала ей схожесть с колокольней Кафедрального собора Сиены. Внутри церковь имеет форму латинского креста с центральным нефом и двумя боковыми приделами – интерьер выполнен в стиле ренессанса. Колонны, разделяющие приделы, примечательны своими резными капителями. Трансепт и апсида имеют характерные готические черты, поскольку были построены в середине 14-го века. В 1750 году была пристроена широкая лестница, ведущая внутрь церкви.
Среди произведений искусства, украшающих базилику, можно назвать изображение Мадонны дель Бордоне, написанное Коппо ди Марковальдо и единственное, имеющее его подпись, «Рождение Марии» кисти Рутилио Манетти, огромный расписной крест работы Никколо ди Сенья, запрестольный образ, многочисленные фрески со сценами из жизни Иоанна Крестителя и Евангелистов и т.д. Большая часть боковых часовен церкви была стилистически переделана в начале 20 века и приобрела неоклассические черты.
Баптистерий Сан Джованни
Баптистерий Сан Джованни – религиозное строение в Сиене, расположенное на одноименной площади недалеко от городского Кафедрального собора. Баптистерий был построен между 1316 и 1325 годами архитектором Камаино ди Крешентино, отцом итальянского скульптора Тино ди Камаино. Фасад, выполненный в готическом стиле, незавершен в верхней его части, так же как апсида Кафедрального собора.
Внутри, в прямоугольном зале, разделенном на неф и боковые приделы двумя рядами колонн, находится шестиугольная купель из бронзы, мрамора и эмали, сделанная в 1417-1431 годах главными скульпторами того времени – великим Донателло (его руке принадлежат «Пир Ирода» и статуи Веры и Надежды), Лоренцо Гиьерти, Джованни ди Турино, Горо ди Нероччио и Якопо делла Кверча (он изваял статую Иоанна Крестителя и несколько других фигур). В сценах, изображающих жизнь Иоанна Крестителя, можно увидеть его рождение, крещение Христа, арест и т.д. По сторонам расположены шесть фигур: Веру и Надежду в 1429 году сделал Донателло, Справедливость, Милосердие и Провидение выполнил Джованни ди Турино, а Храбрость – творение Горо ди Сер Нероччио.
Мраморный ковчег на купели был спроектирован Якопо делла Кверча между 1427 и 1429 годами. Пять Волхвов в нишах и мраморная статуэтка Иоанна Крестителя на вершине также его творение. Вокруг распростерли свои крылья бронзовые ангелы: два принадлежат руке Донателло, три – Джованни ди Турино, а шестого сделал неизвестный мастер.
Фрески, украшающие баптистерий, принадлежат кисти Веккьетты и ученикам его школы. Он же нарисовал две картины на стене апсиды, изображающие Самобичевание и Хождение по мукам. В 1477 году и своды апсиды были расписаны фресками – над ними работал Микеле ди Маттео да Болонья.

Папская библиотека
Самое замечательное произведение искусства в сиенском соборе - Библиотека Пиккопомини, украшенная фресками умбрийского мастера Пинтуриккио (1454-1513). Ее основал кардинал Франческо Пикколомини, будущий папа Пий 111, для своего дяди, папы Пия II. Хорошо сохранившиеся фрески представляют 10 эпизодов из жизни Пия II, краткий пересказ его светской и духовной карьеры в полном деталей повествовательном стиле. Не исключено, что в их создании участвовал Рафаэль, ученик Пе-руджио, коллеги Пинтуриккио. Пинтуриккио украсил фресками также круглую часовню (капелла Сан-Джованни) с прекрасной купелью XV века и статуей Св. Иоанна Крестителя работы Донателло.

К сведению
В городе есть и другой объект, достойный осмотра, - сиенский кафедральный собор Санта-Мария-Ассунта. Он расположен в одном из самых высоких и значимых мест города. Во времена римлян здесь находился храм Минервы, а не позднее IX века была построена церковь. Освятил ее в 1179 году папа Александр III, хотя строительство храма было завершено только в 1215 г. В 1259-1264 гг. был достроен купол. В XW веке было решено достроить еще один неф, но эпидемия чумы разрушила планы. Величественный собор соединяет в себе романский и готический стили. Фасад в полосах белого и черного мрамора был создан по проекту Джованни Пизано. Он же является автором  большинства статуй философов, патриархов и пророков, которые позже были заменены копиями, а оригиналы перенесены в музей собора. В 1376 г. была закончена вершина фасада - ее богато украшенный стиль наследует собор в Орвето в Умбрии. Только в XIX веке возникли три верхние мозаики.


Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна