Сайт
О туризме

Get Adobe Flash player

   

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player





Кордова, резиденция халифа


Кордова (Cordoba) — один из самых интересных и древних городов Андалусии , на юге Испании. Благодаря уникальному архитектурному и историческому наследию, город включен в список памятников ЮНЕСКО.
Кордова — типичный южно-испанский город, на протяжении веков переходящий из рук в руки. В результате в облике города смешались самые разные архитектурные стили, сделав Кордову уникальным историческим памятником. Мало какой еще город успел побывать столицей древнеримской провинции, столицей арабского халифата и, наконец, столицей испанской провинции.

Для многих именно Мескита, Большая мечеть в Кордове, а не Альгамбра в Гранаде является главным памятником Андалузии. Не подлежит сомнению, что это — учитывая стены — самый крупный мусульманский храм в Европе. Однако в отличие от Стамбула, где христианская Айя-София была переделана в мечеть, здесь на мусульманской основе был построен огромный католический собор.

Культурное значение

Культурная арабская средневековая традиция трансформировалась под влиянием культуры, обычаев и уклада жизни, завоеванных арабами народов Юго-Западной Европы, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Впитав и частично переработав культурное наследие античной культуры, иудеев, персов, сирийцев и народов Средней Азии, арабы добились значительных успехов в математике, астрономии, географии, медицине, философии, истории, художественной литературе, орнаментальном искусстве.
Кордова, подобно большинству городов Испании, соединила в своем наследии три (основных) культурных слоя. Мусульманство, иудаизм и христианство оставили неизгладимый след, изменив внешний и внутренний мир города. Хотя арабское влияние в Кордове ощущается наиболее сильно, и главные достопримечательности города лишь тому подтверждение. Это и знаменитая мечеть Мескита (Соборная мечеть), перестроенная позднее в католический храм. Это и Медина Ас-Сахара (дворцовый город), где сегодня работают археологи. Это и халифские бани, кстати, в десятом веке их насчитывалось порядка четырех тысяч. Это и сторожевая башня Калаорра, находящаяся на Римском мосту, защищавшая, когда то город с юга. Но конечно и другие народы внесли свою лепту в культурное наследие Кордовы, оставив после себя не менее значимые памятники, такие как Римский мост, Еврейский квартал, дворец Алькасар, дворец Херонима-Пасса, распятие Эль-Кристо-де-лос-Фаролес и другие.
Нельзя не упомянуть о том, что Кордова заслуженно претендует на присвоение городу в 2016 году статуса культурной столицы Европы.

В Кордове история повсюду. Через мост римских времен мы входим в Старый город. Он состоит из лабиринта арабских улочек, а в квартале Худерия - из улочек еврейских. Вокруг полно магазинов, баров, площадей. Из этого поразительного смешения культур вышли римский риторик Сенека Старший, арабский философ Аверроэс и еврейский ученый и богослов Маймонид.

Мечеть-собор Мескита

Главный памятник Кордовы — мечеть-собор Мескита. Дух захватывает уже у самого порога этой поистине грандиозной постройки с поразительной историей. Ряды колонн, стоящие в идеальном порядке, арки из белого камня, перемежающегося красным кирпичом, всё вместе производит впечатление бесконечного пространства. Цифры говорят сами за себя: 850 колонн образуют 19 нефов. Лишь внимательно приглядевшись, мы обнаруживаем, что храм строился в разные временные отрезки — заметны различия в оттенках и строительных материалах.
Мавританские архитекторы возводили Мескиту на основе старинного вестготского храма. После повторного вторжения христиане ждали целых три столетия, прежде чем в начале XVI века заложить на этом месте новый храм с пятью нефами. Мечеть отчасти спас испанский король Карл V, который при виде уничтожения мавританских арок заявил: «То, что вы построили, можно увидеть где угодно, а вот то, что разрушили— такого в мире больше нет». К 1599 году строительство, связанное с практическими целями использования собора, было закончено, и где-то в это же время начались работы по перестройке минарета. Сегодня верующие молятся в католическом храме, возведенном на основе вестготской церкви с арабскими арками, созданными по образцу римских акведуков. Внутри хранятся шедевры испанского барокко — например, золотая дарохранительница Энрике де Арфе и анонимная скульптура Христа из слоновой кости.

Алькасар

На берегу Гвадалкивир недалеко от соборной мечети Мескиты находится вторая по значимости достопримечательность Кордовы и еще один памятник ЮНЕСКО — крепость христианских королей Алькасар (Alcazar с исп. означает «крепость», полностью — Alcazar de los Reyes Cristianos). Багодаря стратегическому расположению у берега, он играл значительную роль в обороне города еще в эпоху древних римлян, превратившись во временем в символ торжества христианства в Южной Испании.
В раннее средневековье на месте Алькасара находилась крепость Вестготов. Когда арабы завоевали Пиренеский полуостров и вытеснили вестготов, эмир Омейядского халифата в Дамаске решил перестроить крепость. Когда был создан Независимый Халифат Кордовы, Алькасар стал королевской резиденцией. Город стал процветать, превратившись в политический и экономический центр, так что Алькасар стал расти: добавились бани, сады и самая большая библиотека в Западном мире. Водяные мельницы на берегу расположенной рядом реки Гвадалкивир снабжали просторные воды Алькасара водой.
После изгнания арабов с территории Кордовы королем Фердинандом III Кастильским, новый монарх решил превратить Алькасар в свою резиденцию. Началась переделка крепости, которая завершилась при Альфонсо XI Справедливом в 1327 году, когда Алькасар приобрел свой нынешний вид.
Именно в стенах Алькасара королевская чета Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской принимала Христофора Колумба после его открытия Америки.
Когда Реконкиста завершилась изгнанием арабов из последнего их оплота на Иберийском полуострове — Гранады — Алькасар Кордовы был отдан под трибунал Святой Инквизиции. Инквизиция долго и упорно изгоняла из местных жителей даже намек на инаковерие, что привело к массовой эмиграции не только мусульман, но и евреев, а также массовые гонения на местных жителей. Все это привело к экономическому упадку некогда цветущего города. Святая Инквизиция занимала Алькасар вплоть до ее упразднения в 1821 году.
После исчезновения Инквизиции Алькасар Кордовы превратился в тюрьму. Ради такого дела был значительно переделан и интерьер бывшей королевской резиденции. Ко второй мировой войне стены Алькасара заняло военное ведомство, а в 1955 году ее отдали городской мэрии.
Алькасар Кордовы — это почти квадратная в плане крепость, защищенная стеной и башнями. Возле Алькасара разбиты сады: вся площадь комплекса составляет около 55 тыс. кв. м, причем около 4 100 кв. метров приходится на саму крепость. Постройка из граненого камня в готическом стиле символизирует триумф христианства в городе, на протяжении веков бывшим исламским.
Главная башня Алькасара восьмиугольной формы находится на северо-востоке крепости: на ней в старину давали клятву, что будут до последнего защищать Алькасар Кордовы. С ее же стен оглашались королевские указы. Наверху башни находился приемный зал и главные апартаменты.
Рядом находится самая высокая в крепости башня, имеющая темную историю: у нее публично казнили повешением жертв Инквизиции.
Самая старая башня Алькасара — квадратной формы — называется «Леонской башне». Она находится на северо-западе крепости.
Юго-восточная башня Алькасара — была построена позже предыдущих. Ее называли «Башней Садов» или «Башней Инквизиции». В ней на протяжении веков хранились городские архивы.
Была еще одна башня, которая носила название «Голубиной» или «Башни ночного караула», но она не сохранилась до наших дней.
Прекрасные сады кордовского Алькасара — излюбленное место для отдыха. Многочисленные пруды и фонтаны становятся особенно прекрасны в темное время суток, когда включают цветную подсветку. Днем же вся эта красота утопает в цветах и зелени пальм, кипарисов, апельсиновых и лимонных деревьев, где так приятно прятаться в тень от летнего зноя. Разнообразие форм дополняют аккуратно подстриженные кусты.
Лучшее время для посещения Алькасара — весна, когда зацветают клумбы и парк превращается в райское место. Особенно приятно гулять в момент цветения апельсиновых деревьев, когда воздух буквально наполняется ароматами духов — тот самый нежный аромат флердоранжа! Апельсины цветут примерно с середины марта и до апреля. В это время листва только начинает появляться на деревьях (не считая пальм и самих апельсиновых деревьев, разумеется). Цветы зацветают уже ближе к маю.
Раньше на месте этого парка были овощные грядки, защищенные крепостной стеной. Они поливались речной водой, доставляемой по специально сооруженной ирригационной системе.
Пространство садов Алькасара было уменьшено со строительством одноименной улицы в середине 20-го века. Примерно тогда же сады приобрели свой нынешний вид.
Для украшения сада были добавлены несколько скульптур. Одна из них представляет собой встречу католических монархов, Изабеллу Кастильскую и Фердинанда Арагонского, с Христофором Колумбом.
В здании Алькасара теперь открыт музей, где можно посмотреть коллекцию археологических находок на территории Кордовы. Жемчужиной коллекции считается древнеримский саркофаг, датируемый 3 в. н.э. Его укарашениям служат сценки на религиозную тематику, например необычайно красивая приоткрытая дверь в Царство Мертвых (Гадес). В музее также можно полюбоваться древнеримскими мозаиками. Ими украшены стены старинной часовни Инквизиции (теперь она называется Мозаичным залом — Salon de los Mosaicos), откуда открывается потрясающий вид на «Женский двор» (Patio de mujeres).
В комплекс Алькасара также включены старинные арабские бани, использовавшиеся халифами Кордовы. Они находятся у северной стены Алькасара, под Мозаичным залом. Бани были построены во времена правдения Альфонсо XI для его возлюбленной доньи Леоноры. После бань маршрут идет через маленький дворик, который был выгребной ямой, когда Алькасар выполнял тюремные функции.

Башня Калаорра

Башню Калаорра , в которой нынче располагается Музей трёх культур, возвели в Кордове Альмохады в период владычества мусульман в конце XII в. Это самое старое фортификационное сооружение в городе. Торре-де-ла-Калаорра размещается за Римским мостом на левом берегу Гвадалквивира. Название Calahora на арабском значит Свободная крепость.
Предназначением Калаорры была защита южных подступов к Кордове, так как по Римскому мосту было наиболее удобно попадать в город в связи с большой полноводностью реки Гвадалквивир в те времена.
Башню строили в период правления Энрике II Трастамарского, взяв за основу мавританский вал. Так правитель хотел защититься от постоянных атак Педро I Жестокого – своего сводного брата. Позднее, в 1369 году, когда Кордову отвоевали христиане, здание реконструировали и усилили по распоряжению Энрике II Кастильского.
Невероятно, но сооружение пережило все распри и войны, и сегодня жители и гости города могут любоваться величием средневековой архитектуры.
Основание башни – латинский крест, имеющий три крыла, объединенных центральным цилиндром. Крылья украшают по верхнему краю небольшие башенки. В Торре-де-ла-Калаорре всего 14 залов, причём каждый посвящён определенному периоду истории Кордовы. В 1931 году башню объявили историческим архитектурным памятником, но только через 23 года прошли реставрационные работы. С этого момента (1954 г.) она стала частью Института межкультурных взаимоотношений.
В наши дни Калаорру превратили в Музей трех культур (мусульманской, христианской и еврейской), где новейшее оборудование помогает воссоздать виды прошлого и посмотреть убранство «аль-Андалус», каждого архитектурного памятника Кордовы изнутри с помощью 3D-тура, узнать интересные факты о повседневной жизни города.
В музее собрано множество технических сооружений и инструментов прошлых времён, макетов зданий и дворцов. Экскурсии ведутся под аккомпанемент старинной музыки. По окончании экскурсии туристов обязательно ведут на крышу здания, откуда открываются чарующие виды на Римский мост, Мостовые ворота, Кордовскую Мескиту.

Синагога

Одна из самых древних сохранившихся на территории Европы синагог расположена в Кордове, в старом еврейском квартале Худерия. Согласно надписи на одной из ее стен, синагога была построена в 1315 году под руководством Исаака Мохеба, хотя некоторые ученные склонны считать, что фундамент здания был заложен гораздо раньше.
У этого здания непростая история. После начала изгнаний многочисленной еврейской общины из страны в 1492 в здании разместилась больница. Спустя почти столетие, в 1588 году синагога была превращена в католическую часовню Святого Криспина. В 1884 году во время проведения ремонтных работ на стенах здания были обнаружены надписи, сделанные на иврите и датируемые 1350 годом. После этого в 1885 году синагога была объявлена национальным историческим памятником.
В плане здание имеет квадратную форму. Чтобы попасть внутрь, сначала нужно пройти через внутренний дворик, в котором находится водоем, служащий для омовения ног. Войдя в здание, мы сразу попадаем в молельню для мужчин 6 метров высотой, у восточной стены которой размещается арка-шкаф, где раньше хранились свитки Торы. На западной стене здания имеется арка, которая опирается на консоль, – это место, отведенное для чтения Торы. Лестница у восточный стены ведет на второй этаж, где размещались помещения, предназначенные для женщин. Все стены здания украшены ажурными узорами и прекрасной лепниной, выполненными в стиле мудехар, арочные окна расположены так, чтобы внутрь помещений проникало наибольшее количество света.

Римский мост

Величественно перекинувшийся с одного на другой берег воспетого поэтами Гвадалквивира, Римский мост в Кордове — одно из наиболее красноречивых свидетельств долгой истории этого города, начавшейся ещё задолго до нашей эры. Римский мост столь же древен, как само христианство (хотя оно пришло на эти земли много позже) — его построили в 1 веке. На протяжении столетий он неоднократно разрушался и перестраивался — и сегодня украшает облик Кордовы строгой простотой линий и древнеримской добротностью: кажется, ему не страшны ни колесницы, ни наводнения. Ну а внимательному туристу, переходящему по Римскому мосту, порекомендуем непременно задержаться на полпути — чтобы восхититься изящной статуей архангела Рафаила, святого покровителя Кордовы.
Римский мост в Кордове был возведён в 45 году нашей эры после битвы при Мунде (в которой Цезарь победил в гражданской войне), во времена Римской империи (отсюда его название) и входил в состав древнейшей дороги из Рима в Кадис, носящей имя Августовой. Долгое время он был единственным мостом в городе и почётно выполнял эти функции, служа одновременно и таможенным постом Кордовы с юга. В 8 веке его перестроили мавры, далее — христианские правители после Реконкисты, а последние изменения относятся к 1876 году. В 14 веке ансамбль Римского моста дополнился башней Калаорра с южной стороны, а двумя веками позже — въездными воротами Пуэрта-дель-Пуэнте с противоположной стороны, которые некогда являлись одновременно и входом в крепостной стене в исторический центр Кордовы.
Приземистый, массивный мост, «в лучших традициях» и древнеримской, и средневековой архитектуры пересекает Гвадалквивир в центре старой части города. Его длина — более 250 метров, мост покоится на мощных каменных опорах, пространство между которыми образует 16 арок. Ширина «полезной» части моста — 7 метров, параллельно ходу с обеих сторон он освещался — первоначально факелами, а сегодня напольными коваными фонарями матового стекла.
Несмотря на то, что до наших дней не дошли оригинальные опоры Римского моста, непременно обратите внимание на средневековые их варианты: их треугольная форма напоминает нос ледокола, о который разбиваются воды Гвадалквивира.
Пуэрта-дель-Пуэнте воздвигли в 16 веке из песчаника. Здесь интересны колонны с дорическими капителями и фризы с геометрическим орнаментом. По обе стороны можно увидеть остатки средневековой крепостной стены Кордовы.
Статуя архангела Рафаила посередине моста выполнена в 17 веке скульптором Бернабе Гомесом дель Рио из мрамора. Рафаил изображён на верху колонны, у подножия которой его прославляют ангелы.
Лучший вид на Римский мост открывается из башни Калаорра: дорога ведёт к Пуэрта-дель-Пуэнте, а оттуда — прямо к парящей на возвышении Меските.

Музей фламенко «Фосфорито»

Музей фламенко «Фосфорито», расположенный в здании средневековой гостиницы Посада-дель-Потро, пожалуй, лучшая экспозиция, посвящённая этому традиционному искусству во всей Андалусии. Музей замечателен сразу по нескольким причинам: во-первых, великолепным зданием 14 века, в котором останавливался сам дон Мигель Сервантес. Во-вторых, знаменитыми представлениями фламенко под «бдительным оком» национального достояния Кордовы, байлаора и музыканта Антонио Фернандеса. Ну и наконец — собственно экспозицией, в которой представлены старинные и современные аксессуары фламенко, множество архивных фотографий и документов, а также записи выступлений лучших фламенкито Испании — и всё это в современной интерактивной форме.
В зале «Ключи фламенко» можно послушать и посмотреть манеру того или иного известного исполнителя и попытаться самому отбить ритм хлопками в ладоши.
Посада-дель-Потро — традиционная гостиница, построенная в 14-15 веках на манер арабского караван-сарая, когда Кордова была важным центром торговых путей Испании и всего Средиземноморья. В плане это двухэтажное здание с прямоугольным внутренним двором и колодцем посередине, конюшней и складами, где можно было оставить на ночь привезённые товары. Во внутренний двор ведёт единственный вход с улицы — так обеспечивается безопасность гостей. Двери комнат выходят на открытую галерею второго этажа, опять же смотрящую внутрь, — своего рода гостиница-замок. По своему прямому назначению Посада-дель-Потро использовалась вплоть до 1972 года, когда была превращена в музей — и вскоре здесь открылся Музей фламенко, носящий имя (а точнее, прозвище) великого андалусского музыканта и исследователя Антонио «Фосфорито» Фернандеса.
В Посаде-дель-Потро некогда останавливался Сервантес и даже запечатлел сию обитель в одной из глав «Дон Кихота». Правда, там ей отводилась незавидная роль сборища воров и негодяев.
Знакомство с музеем начинается со средневековой площади Потро, на которой в Средние века располагался рынок лошадей. Здесь стоит обратить внимание на симпатичный каменный фонтан 16 века, из которого животные (и их хозяева) могли утолить жажду в ожидании сделки. Ступив внутрь посады, каждый неизменно восхититься очарованием и покоем этого места: белёные стены, галереи и двери из тёмного дерева, живописный дворик и колодец с питьевой водой посередине.
Экспозиция Музея фламенко рассредоточена по нескольким залам. Зал «Фосфорито» предваряет портрет великого кантаора, внутри вас ждёт рассказ о его блистательной карьере и вещественное ей подтверждение — Золотой ключ пения, главная награда артиста. Зал «Фламенко и время» расскажет о путешествии этого музыкального стиля сквозь века. Посетителям предлагается выдвигать ящички гигантского комода, каждый из которых посвящён определённому периоду. Экспозиция «Элементы фламенко» освещает четыре столпа этого искусства: ритм, пение, гитара и танец. А великолепный интерактивный зал «Ключи фламенко» предложит выбрать для прослушивания и просмотра манеру того или иного известного исполнителя, самому отбить ритм хлопками в ладоши и научиться базовым шагам танца.

Мединат Эззахра

«Сияющий город» — так переводится с арабского название Мединат Эззахра, средневековой столицы Кордовского халифата, сегодня располагающейся в 8 км от Кордовы в живописных предгорьях Сьерра-Морены. Несравненное творение халифа Абдеррахмана III, подобно ярчайшей звезде появившееся на небосклоне арабского мира в 10 веке, и сегодня поражает воображение размахом строительства: десять тысяч рабочих возводили Мединат Эззахру на протяжении почти 35 лет, количество драгоценных дворцов и предметов искусства, в них найденных, кажется, и сегодня до конца не изучено учёными. Сегодня здесь можно бродить среди «руин империи», которые, кстати, весьма неплохо сохранились, любоваться окружающими ландшафтами и посетить интересный музей с археологическими находками Эззахры.
Халиф Абдеррахман III, правивший в начале 10 века Кордовским халифатом, решает укрепить свою власть в исламском мире и бросить вызов государству Аббасидов со столицей в Багдаде и Фатимидов — с центром в Махдии. В 936 году он повелевает воздвигнуть новую столицу — Мединат Эззахру, в 8 км от Кордовы. Городу было уготовано стать самой блестящей столицей Средневековья и предметом изумления и зависти всего исламского мира. Согласно хроникам, ежедневно 10 тысяч работников доставляли в Эззахру шесть тысяч каменных блоков и возводили из них здания — и так на протяжении почти четырёх десятков лет. Крепостные стены города образовывали прямоугольник со сторонами 1500 и 750 метров, внутри на трёх уровнях-террасах располагались строения — залы приёмов, казначейство, покои халифа, административные здания. Но Мединат Эззахре была уготована недолгая судьба: в 11 веке по Андалусии проносится гражданская война и город превращается в руины.
Посетители Мединат Эззахры вступают на территорию города через Северные ворота, некогда богато украшенные искусной резьбой. Среди многочисленных городских построек, находящихся в той или иной степени упадка, непременно стоит увидеть Эдифисио Супериор с великолепными арочными галереями — здесь располагались чиновники халифа и Каса-де-Яфар — резиденцию премьер-министра. Главная жемчужина Эззахры, так называемый Салон Абдеррахмана III — зал торжественных приёмов, сегодня закрыт для посещения ввиду реставрационных работ. Хроники передают, что зал был украшен исключительно тонкой резьбой по известняку, арками из слоновой кости и эбенового дерева, золотыми и серебряными плитками.
Музей Мединат Эззахра расскажет об истории сияющего города, его планировке и строительстве, обитателях и упадке. В витринах выставлены артефакты с раскопок, повсюду — интерактивные экраны.

Археологический и этнографический музей

Археологический и этнографический музей расположен в Кордове на площади Херонимо Паеса в здании бывшего дворца Паеса де Кастильехо.
Как это часто происходит с подобного рода учреждениями, Археологический и этнографический музей Кордовы на протяжении истории своего существования несколько раз менял место своего расположения. Изначально Музей представлял собой коллекцию древностей, собранную из конфискованных у монастырей предметов и входящую в состав Музея Изобразительных искусств Кордовы. Первым «домом» музейных коллекций был колледж Успения, затем в 1849 году они переехали в помещение Совета графства? а с 1861 года все экспозиции музея переместились в здание Благотворительной больницы. С 1920 года Музей располагался в Пласа-де-Сан-Хуан. В 1987 году Археологический музей при содействии Анна Марии Висенте Сарагосе переместился во Дворец Паеса де Кастильехо, где он расположен по сей день.
С проведением новых раскопок, исследований и пополнением музейных коллекций возникла необходимость расширения выставочных площадей. В рамках городской программы в 1998 году был проведен конкурс на проект нового здания, предназначенного для расширения музея, который выиграла архитектурно-инженерная группа IDOM.
На сегодняшний день коллекции Археологического музея Кордовы, в которых представлены артефакты различных временных периодов, начиная с истории Древнего мира, являются наиболее полными во всей Испании. На базе музея функционирует библиотека, специализирующаяся на книгах и изданиях, посвященных археологии.

Музей корриды

Коррида – одно из главных национальных развлечений Испании. Предположительно история корриды уходит корнями еще в бронзовый век, когда бык считался священным животным, а его убийство было священным ритуалом. После периода реконкисты коррида была развлечением благородного сословия, где соперником быка выступал рыцарь на коне. Родиной же пешей, известной и популярной сейчас, корриды была Андалусия. Поэтому неудивительно, что в Кордове – одном из самых значимых городов этого региона, открыт музей, посвященный этому прекрасному и опасному искусству.
Муниципальный музей корриды расположен в Кордове на площади Маймонида. В 1954 году в Кордове был создан музей «Museo Municipal de Artes Cordobesas y Artes», состоящий из произведений ремесленных искусств. Небольшая экспозиция в этом музее была посвящена истории корриды Кордовы. В 1983 году она легла в основу открытого Муниципального музея корриды. Музей посвящен преимущественно жизни, истории и победам знаменитых тореро Кордовы. В коллекциях музея выставлены костюмы, вышитые накидки и личные вещи матадоров, объявления и афиши совершенных боев, картины, скульптуры и фотографии, посвященные корриде. Отдельная экспозиция посвящена самому знаменитому матадору Кордовы – Манолете. Этот тореро, на протяжении своей карьеры показывающий удивительно яркие и великолепные бои, в возрасте 30 лет был повержен не покорившимся ему быком. Среди экспонатов музея хранится его залитая кровью униформа, а также шкура убившего его быка.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна